Заявление Трампа о том, что США уходит из Сирии оказалось сюрпризом для всех, включая его администрацию. Я не знаю почему он это заявил и когда сделает на практике, но причин у этого заявления, как минимум несколько. Во-первых, он понимает, что после жесткого заявления главы генштаба России о том, как Россия ответит в случае нападения на ее военнослужащих, и слухов о том, что Россия ввела бесполетную зону, якобы, над всей Сирией, опасность случайного столкновения, которое может привести к войне выросла многократно, особенно учитывая существующий уровень российско-американских отношений. А требование Асада о выводе незаконно находящихся войск США, послужило формальной причиной такого заявления, позволяющей сохранить лицо и уступить законному требованию независимого государства.
[Spoiler (click to open)]И во-вторых, конфронтация с Турцией из-за поддержки курдов, начавшиеся потери «на земле» от сирийских арабов из группы «Сирийского Народного Сопротивления», обстрелявших расположение американского спецназа возле Ракки и пообещавших начать масштабную партизанскую войну против сил США и их союзников, и вести ее до тех пор, пока те не покинут все сирийские земли, которые они незаконно оккупируют.
Еще одним из аргументов был тот, что, продолжая участвовать в войне против Асада США рискуют растерять остатки своего влияния на Ближнем Востоке, в том числе, среди своих союзников. Достаточно вспомнить, какое количество раз в последнее время Саудовский принц посещал Москву, об исторической сделке России с ОПЕК и о желании Саудовцев продлить ее еще на 10-20 лет и о чем сейчас идут переговоры, об интересе к российским системам вооружения, приобретение ими на 3 миллиарда долларов С-400, что неизбежно существенно сближает позиции сторон по внешнеполитическим вопросам или позволяет их решать в режиме диалога.
И следствие этого диалога налицо - Саудовский принц Мохаммед бин Сальман в интервью американскому журналу The Atlantic заявил, что
Если бы статью с таким заголовком я увидел вчера - точно решил бы, что это запоздалая шутка к первому апреля. Но т.к. статья была в немецком издании Spiegel, то приходится воспринимать это всерьез. Дело в том, что Саудовская Аравия и Израиль всегда считались врагами. Формально у ваххабитской Саудовской Аравии и еврейского государства даже нет дипломатических отношений.
И небольшой, но много говорящий отрывок из статьи…
В интервью американскому журналу The Atlantic бин Салман сказал: «Я считаю, что как палестинцы, так и израильтяне имеют право на свою землю, но нам нужно мирное соглашение для обеспечения гарантий стабильности для всех в регионе ". Заявления также удивляют потому, что Саудовская Аравия пока не признает Израиль. Еврейское государство, которое было основано 14 мая 1948 года на территории тогдашней Палестины, захватило многочисленные арабские районы ( сектор Газа , Синай, Западный берег ) в шестидневной войне 1967 года , которые по-прежнему считаются причиной многих конфликтов в регионе, и Саудовская Аравия всегда требовала возвращения этих территорий. Официально страна с того времени находится в состоянии войны с Израилем. …. Совсем недавно израильский начальник штаба Гади Эйзенкот сказал на странице новостей Саудовской Аравии, что Израиль готов обменяться разведывательными данными с Саудовской Аравией, подчеркнув, что у обеих стран «много интересов»... Сближение стало очевидным в прошлом месяце: впервые в своей истории Саудовская Аравия открыла свое воздушное пространство для пролета пассажирского самолета в Израиль. И мне кажется, что Россия в этом сближении сыграла далеко не последнюю роль - де-факто сегодня только Россия может посадить за стол переговоров Саудовскую Аравию и Израиль и гарантировать им выполнение обязательств сторон. И если раньше можно было бы заподозрить в таком миротворчестве США, которые много лет являются ключевым союзником и для Израиля, и для Саудовцев, то сегодня очевидно, что не США курирует процесс. США за много лет не смогли ничего сделать для эффективного сближения позиций, а с приходом на Ближний Восток России этот процесс пошел и настолько интенсивно, что аж дух захватывает.
Во всяком случае, представить себе, что глава Саудовской Аравии, пусть пока на словах, признает право Израиля на существование, это равносильно, мне кажется, если не слому Берлинской стены, то событию подобного масштаба…