Великий творец - народ.Многоцветно было искусство народов Советского Союза… Прихотливые архитектурные сооружения республиканских павильонов на ВДНХ в Москве, блеск, богатство характерного танца наших лучших ансамблей, неповторимые узоры ковровых орнаментов, краски и формы национальных костюмов - всё вызывало восхищение.
Великий Октябрь сделал всеобщим достоянием драгоценные памятники больших и малых национальных культур, неразрывно связанные с традициями и нелёгкими историческими судьбами народов.
В мире не существовало ещё ни одного жизнедеятельного племени или народности, которые - пусть в самых нечеловеческих условиях - не сумели бы накопить огромных богатств фольклора - народного творчества, не хранили бы в памяти неисчислимого множества песен, легенд и поэтических преданий.
Как в торжестве, так и в скорби каждый народ остаётся великим творцом.
О сказочных деяниях легендарного героя киргизского народа Манаса его певцы манасчи сложили столько героических песен, что, если каждый день читать по 6-8 часов подряд, на одно только их прочтение нужно затратить полгода.
Узбекский витязь Алпамыш, армянский герой Давид Сасунци, неустрашимый Гесер, любимый сказочный богатырь бурятов,
- сколько возвышенной мечты, предвидения, веры в мощь человеческого гения в эпизодах борьбы этих героев со всевозможными силами зла - с угнетателями, с враждебными племенами, с грозными стихиями природы, часто олицетворёнными в образах страшных чудовищ.
Фантазия народа, опережая жизнь, давно создала своих крылатых коней, свои ковры-самолёты.
Богатство народной мудрости, практической сметки заключено в пословицах и поговорках, изречениях и баснях.
«Без труда нет отдыха», - говорит таджик.
«В работе железо не ржавеет», - вторит азербайджанец.
«Коня подковывают, а осёл поднимает ногу»,- насмешливо и наблюдательно подметит киргиз.
«Уныние - море, утонешь безвозвратно; решимость - лодка: сядешь и переплывёшь», - заключает казах.
«Богач ищет выгоду, бедняк - родину», - промолвит туркмен.
В сказках народа всегда торжествует обиженный и побеждает бедняк, а спесивый и жадный, несмотря на хитрость и силу, остаётся в дураках.
Сказка всегда на стороне угнетённых: русская награждает счастьем Иванушку-дурачка, узбекская - славит бессребреника Ходжу Насреддина, многострадального и никогда не унывающего искателя справедливости.
Народами созданы неподражаемые образцы нежной лирической поэзии. И у всех народов певцы-сочинители - акыны, ашуги, манасчи, хафизы - пользуются большой любовью. Часто они сами становятся героями легенд, подобно витязям и богатырям-батырам. Таков знаменитый Вяйнямейнен у карелов, таков Кер-оглы у народов Востока, таков и «вещий Баян» славянских племён.
А кто не слышал о громкой славе ашуга Сулеймана Стальского и акына Джамбула?
Народная поэзия - основа самых выдающихся памятников национальных литератур. Эти памятники создавались в разное время на разных языках.
В этих выпусках мы расскажем о некоторых из них. О том, когда они написаны, чему посвящены и кто были их авторы.
Грузинские мотивы нашли своеобразное воплощение в стихах и романтических поэмах русских поэтов.
Герой поэмы Лермонтова «Мцыри», грузинский мальчик, вызывал большую симпатию советских читателей.
Но в характере и поведении его много чисто грузинских национальных черт. Яркая картина единоборства человека с барсом в поэме Лермонтова «Мцыри» связана с грузинской устной и литературной традицией.
Русский поэт знал о знаменитом Тариэле, герое патриотической грузинской книги «Вепхис ткаосани» (»Витязь в тигровой шкуре»).
Её прославленным автором был Шота Руставели, крупнейший деятель грузинской культуры ХII века, ставший выразителем самых передовых идей своего времени.
Книга Руставели рассказывает о том, как индийский витязь Тариэль ищет свою похищенную возлюбленную Нестан-Дареджан.
Вместе с верными друзьями - служанкой Асмат , арабским военачальником Автандилом, его невестой «солнцеликой» Тинатин и славным царём Фридоном претерпевает он множество лишений, не раз переходит от надежды к отчаянью, от отчаянья к надежде и наконец побеждает всех противников.
Беспримерной стойкостью, смелостью, силой любви, веры, мужества он завоёвывает своё право на счастье.
Мы узнаём о странах, где побывал Тариэль, о его борьбе с дикими зверями, с многочисленными врагами, о том, как он нашёл себе верных помощников, о злых волшебниках-каджетах, и взятии их неприступной крепости, где томилась Нестан-Дареджан.
В книге много фантастики, аллегории. С помощью иносказания писатель хотел выразить своё отношение к различным событиям общественно-политической жизни Грузии. Современники легко угадывали скрытый смысл произведения, и это делало сказочную поэму особенно злободневной.
Вера поэта в торжество разума, человечности, смелости и добра находит своё подтверждение не только в выборе героев, но и в том, как развиваются события в произведении, каково общее настроение этой жизнеутверждающей, светлой и радостной книги. Автор глубоко убеждён в том, что «зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта».
«Витязь в тигровой шкуре» - настоящий гимн стойкости, активности, действенности. Беззаветная смелость и несгибаемое мужество её героев на долгие века остались примером для соотечественников поэта.
Гордый лозунг Руставели: «Лучше славная кончина, чем позорное житьё!» - верные сыны Грузии несли на своих боевых знамёнах, с этим лозунгом побеждали в битвах Великой Отечественной войны.
С именем легендарного Давида Сасунци - героя армянского героического эпоса - шли в бой с фашистами сыны соседней с Грузией Армении.
В Грузии родился и один из лучших поэтов Армении простой ткач Саят-Нова (Арушин Саядян, 1712-1795), завоевавший впоследствии громкую славу поэта и музыканта.
Свои стихи он писал не только на армянском, но и на грузинском, и на азербайджанском языках.
Защитник угнетённого народа, он создал произведения, которые будут читать и перечитывать всегда. Несравненный певец любви, Санта-Нова сложил песни, звучащие и теперь в Армении.
ХII в. был веком расцвета и соседнего с Грузией Азербайджана…
Продолжение следует.