Детская литература. А. П. Гайдар (2 часть)

Jun 09, 2016 21:54

1 часть
Путь писателя
Михаил Васильевич Фрунзе увидел в отчаянных строках «прощального письма» следы искреннего и незаурядного дарования, пусть ещё неровные, но глубокие.


Народный комиссар почувствовал в Аркадии Голикове-Гайдаре зреющую тягу к писательству. И он не ошибся: ещё за год до встречи с Фрунзе Аркадий Петрович начал свою первую, автобиографическую повесть. Товарищ Фрунзе подбодрил Аркадия Гайдара, посоветовал ему заняться литературной работой.

И недаром впоследствии Гайдар любил говорить, что его первым редактором был Фрунзе. Через год, когда хоронили Михаила Васильевича Фрунзе, Гайдар встретил у гроба наркома его маленького сына Тимура. А ещё через год, когда у Гайдара родился сын, ему дали имя Тимур.

В 1926 году Гайдар написал рассказ,  во многом уже определивший истинно верный путь писателя, следуя которому он стал одним из любимейших писателей советского народа и самым любимым писателем нашей детворы.


Это был рассказ «Р. В. С.», в котором Гайдар, впервые адресуя своё произведение детям, поведал им  о суровом солдатском долге, о фронтовом товариществе и высокой романтике революционной борьбы.

Сам Гайдар о себе говорил так: «Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналось, потому что повидать я успел всё же немало».

Так была написана в 1930 году для «новых мальчишек и девчонок» одна из лучших книг нашей советской детской литературы - «Школа», большая, в значительной степени автобиографическая повесть о суровой школе, через которую прошло молодое поколение революции, «о горячем, грозном ветре времени», об отцах и детях, призвавших самих себя на справедливую войну во имя загаданного всем сердцем радостного будущего.


В первом издании книга называлась «Обыкновенная биография».
Под таким заголовком вышла она в издании «Роман-газеты для ребят».
На титульном листе была помещена фотография красного командира в лихо заломленной на затылок папахе, с шашкой на бедре, с красной звездой, нашитой на рукаве. Подпись под снимком гласила:
«Арк. Гайдар 16 лет, командир 4-ой роты 303-го полка, 34-ой кубанской дивизии. 1920 год. Кавказский фронт».

И в главном герое «Школы», от имени которого ведётся повествование в книге, в Бориске Горикове - солдатском сыне, мы узнаём самого Аркадия Гайдара. Книга сразу стала одной из любимейших в детских библиотеках.

Сердечно, просто и честно написанная, правдивая и умная, не скрывающая от юного читателя горьких сторон жизни, она выдержала испытание временем, переиздавалась у нас в стране и за её рубежами множество раз. Так полюбившиеся миллионам читателей герои гайдаровской повести Бориска, Чубук, Цыганёнок и другие вышли на киноэкраны, воссозданные ярко и убедительно в кинофильме «Школа мужества» (1954 год).
По рассказу «Р. В. С.» тоже был поставлен популярный фильм «Дума про казака Голоту» (1937 год).



Гайдар успел написать не очень много. Но такие книги, как «Р. В. С.», «Школа», «Четвёртый блиндаж», «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «Чук и Гек», оставшиеся незаконченными повести «Бумбараш» и «Синие звёзды», сценарий «Комендант снежной крепости», фронтовые очерки, сказки и другие, как завоевавшая громкую, далеко за пределы нашей страны раскатившуюся славу книга «Тимур и его команда», всегда будут любимым чтением всех, кто жадными глазами смотрит на мир, хочет поскорее разглядеть и понять его, чтобы найти своим молодым силам верное применение.


Зорко вглядываясь в жизнь, неизменно оставаясь «вперёдсмотрящим» отряда советских детских писателей, Гайдар в повести «Дальние страны» сумел уловить жадный романтический интерес детей к великим делам, которые творил народ, перестраивавший страну.

Новая бурная созидательная страсть, мечты о «дальних странах», где идёт большое строительство, вдохновляли самого писателя и его маленьких героев, живущих на захолустной и тихой станции и тянущихся к широкой, деятельной жизни так же, как в своё время вдохновляли и привлекали ровесников Гайдара фронтовые грохочущие дали.

Рядом с темой подвига, воспетой Гайдаром, в творчестве писателя с такой же поэтической силой теперь зазвучала тема труда. Именно право на осмысленный, свободный, проникнутый новой романтикой созидательный труд отстаивают в жестокой классовой борьбе с врагами революции взрослые и маленькие герои «дальних стран». И новая жизнь из дальних, теперь ставших такими близкими, стран приходит, благодаря усилиям и героизму советских людей на тихий полустанок, приходит вместе с шумом и горячкой строительства, с рабочими, техниками, сезонниками. И маленький разъезд № 216 превращается в станцию «Крылья самолёта», составляющую частицу «одного огромного и сильного целого, того, что зовётся Советская страна».

Воспитать «крепкую краснозвёздную гвардию» из наших ребят, привить им высокое понимание таких слов, как «честь», «знамя», «смелость», «правда», - в этом видел назначение своей писательской работы Аркадий Гайдар, который и в литературе продолжал неуклонно путь, начатый им в тот день, когда он вписал в свой ученический дневник номер выданной ему революционной винтовки.

Продолжение следует.

Детская литература, 2 часть, Гайдар

Previous post Next post
Up