Детская литература. Обзор. (2 часть)

May 26, 2016 17:22

1 часть

Наш Золотой фонд.
Книга - учитель, книга - наставница,
Книга - близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
В. Ф. Боков.



Юношеский читальный зал Библиотеки СССР имени В. И. Ленина.
Детская советская литература прежде всего была призвана растить хороших людей, помогать вывести на большие дороги жизни новое поколение, хорошо оснащённое знаниями, большими человеческими чувствами, самыми благородными душевными качествами: любовью к Родине, любовью к людям, уважением к старшим, к коллективу. Мы хотели, чтобы наши дети - наше будущее - умели по-настоящему дружить, были бы честными, смелыми людьми, способными на подвиг во имя человечества, во имя народа. Хотели, чтобы слова «мы», «наше», «нам» значили для них больше, чем «я», «моё», «мне».

Такие задачи могла выполнить только высокоидейная и высокохудожественная литература.



В области научно-художественной литературы для детей всемирную известность получил М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак; 1895-1953).

Подлинный поэт науки, он обладал удивительной способностью, разговаривая с детьми, просто и понятно раскрывать трудные научные формулы и законы.

Ведь недаром книга Ильина «Рассказ о великом плане»,  в которой писатель раскрыл существо законов социалистического планирования, заслужила высокую оценку Ромена Роллана и Луи Арагона, огромными тиражами выходила в США.

Вот что говорил сам писатель о принципах, которые должны быть заложены в детской литературе:

«Книга для детей не должна быть холодной и безразличной.  Только тот может рассказать увлекательно о своём деле,  кто сам  этим делом увлечён и не скрывает своего увлечения…   Личность автора - это и есть то, что делает книгу не похожей  на другую, что сообщает книге тепло и свет. Значит, детская научная книга должна быть книгой, написанной просто, непринуждённо, искренне, с юмором, с воображением, с лирическими отступлениями, с воспоминаниями о виденном и слышанном».


         
                   

В разнообразнейшую по темам научно-художественную литературу для детей значительный вклад внесли талантливые советские учёные, академики Владимир Афанасьевич Обручев (1863- 1956) - автор научно-фантастических романов «Плутония» и «Земля Санникова» и создатель «Занимательной минералогии» «Рассказов о самоцветах» Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945).

В каждой союзной республике, входящей в советское содружество, издавались книги для детей и выросли талантливые, активно работающие детские писатели и поэты. Книги их широко переводились на русский язык, равно как книги лучших писателей пишущих по-русски, переводились на языки всех народов Советского Союза.


 


Советская детская литература издавалась на 50 языках народов Советского Союза, в том числе на языках 20 народов, не имевших до революции даже своей письменности. Популярными в нашей стране были произведения украинских писателей Натальи Забилы и Платона Воронько, Оксаны Иваненко, белоруса Янки Мавра, еврейского поэта Льва Квитко, армян Гургена Боряна и Вахтанга Ананяна, литовца Миколаса Слуцкиса, латышей Андрея Упита и Юлия Ванага, эстонца Ральфа Перве, киргиза Шукурбека Бейшеналиева, башкира Анвера Бикчентаева, мордовца  Якова Пинясова, бурята Хоцы Намсараева, Берды Кербабаева из жаркой Туркмении и Дмитрия Сивцева-Омоллона из холодной Якутии, молдаванина Емилиана Букова и многих других поэтов и прозаиков национальных республик.



Можно привести немало убедительных примеров, свидетельствующих о той гигантской роли, которую приобрела в жизни нашего народа детская и юношеская книга.

Очень интересно проследить, как из книги в жизнь струится влияние высокого поэтического образа и как снова в литературу жизнь возвращает это отражение…

Герой романа английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод» стал примером жизни для рабочего парня комсомольца Николая Островского. Подобно Оводу, Николай Островский научился преодолевать физические страдания во имя высоких идеалов революционной борьбы. Тяжело контуженный во время гражданской войны, Николай Островский был обречён впоследствии на чудовищные муки и полную неподвижность. Но ничто не могло сломить его волю. Слепой, с наполовину омертвевшим телом, прикованный к кровати, он написал о своих сверстниках и о себе книгу «Как закалялась сталь», которой зачитывалась не только молодёжь в СССР, но и её сверстники во многих странах.


     
   

Герой этой книги Павка Корчагин стал жизненным идеалом школьника из маленького шахтёрского городка Краснодона Олега Кошевого. Когда фашисты ворвались на нашу землю, Олег вместе с друзьями создал подпольную организацию «Молодая гвардия», оказавшую героическое сопротивление оккупантам. Замечательный советский писатель А. А. Фадеев написал об этом молниеносно завоевавший любовь читателей роман «Молодая Гвардия».

Благодаря этой неразрывной связи книг с жизнью, которую ощущали юные читатели, они и верили литературе, отражающей самые лучшие, святые стремления, переполняющие сердца советских девчонок и мальчишек, подростков, юношей и девушек.

Удивительные последствия имел выход в свет повести любимого детского писателя Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Об этом расскажу в следующей статье.

Детская литература, 2 часть, Обзор

Previous post Next post
Up