Советские слушатели обожали его и говорили: "Он - наш!". Сам Клиберн говорил впоследствии о своём выступлении в Москве в 1957 году: "Только однажды в жизни я был гениален". Американские газеты писали: "Русские с энтузиазмом приняли то, на что мы как нация смотрим равнодушно, то, что их народ ценит, а наш - игнорирует".
Оригинал взят у
mikhaelkatz в
Ван Клиберн - музыкант, победивший Холодную войну Харви Леван Клиберн (Клайберн) родился в 1934 году в маленьком городке Шривпорте, что на юге США в штате Луизиана. Его отец был инженером-нефтяником.
Уже к четырем годам мальчик, которого сокращенно звали Ван, начал демонстрировать свои музыкальные способности. Спустя всего какой-нибудь год он уже умел бегло читать с листа и перешел к изучению классики. Как раз в это время произошло событие, оставившее неизгладимый след в его памяти: в родном городке Клиберна Шривпорте дал один из своих последних в жизни концертов великий Рахманинов. С тех пор он навсегда стал кумиром юного музыканта.
В 1947 году он стал победителем пианистического конкурса в штате Техас и получил право сыграть в сопровождении Хьюстонского оркестра. Однако сразу продолжить музыкальное образование юноше не удалось. Он так много и усердно занимался, что подорвал здоровье, поэтому учебу пришлось на некоторое время отложить.
Только через год врачи разрешили Клиберну продолжить занятия, и он отправился в Нью-Йорк, чтобы поступить в Джульярдскую школу музыки. Клиберн блестяще сдал вступительные экзамены и был принят в класс, которым руководила известная пианистка Розина Левина, выпускница Московской консерватории, которую она закончила практически одновременно с Рахманиновым.
Левина не только совершенствовала технику Клиберна, но и расширила его репертуар. Ван превратился в пианиста, которому прекрасно удавалось передавать особенности таких разных произведений, как прелюдии и фуги Баха и фортепианные сонаты Прокофьева. Клиберн начинает систематически выступать на различных музыкальных конкурсах.
После блестящего выступления в финальном туре конкурса имени Э. Левентритта в 1954 году Клиберн получил право выступить с концертом в самом крупном концертном зале Америки - Карнеги-холле. Его концерт прошел с большим успехом и принес пианисту ряд выгодных контрактов. Однако в течение трех лет Ван напрасно пытался получить постоянный контракт на выступления. Вдобавок ко всему внезапно тяжело заболела его мать, и Клиберну пришлось заменить ее, став преподавателем музыкальной школы.
Наступил 1957 год. Как обычно, у Вана было мало денег и много надежд. Ни одна концертная фирма больше не предлагала ему контрактов. Казалось, с карьерой пианиста было покончено. Все изменил телефонный звонок Левиной. Она сообщила Клиберну о том, что в Москве решено провести международный конкурс музыкантов имени Чайковского, и сказала, что ему стоит поехать туда.
Сам пианист об этих событиях рассказывает следующее:
«Меня сразу захватила идея поехать в Москву, потому что мне очень хотелось увидеть церковь Василия Блаженного. Это была мечта всей моей жизни с шести лет, когда родители подарили мне детскую книжку с картинками по истории. Там было две картинки, которые приводили меня в огромное волнение: одна - церковь Василия Блаженного, и другая - лондонский парламент с Биг Беном. Я так страстно хотел увидеть их собственными глазами, что спрашивал родителей: «Вы возьмете меня с собой туда?» Они, не придавая значения детским разговорам, отвечали согласием. Итак, я сперва полетел в Прагу, а из Праги в Москву на советском реактивном лайнере Ту-104. В то время у нас в Соединенных Штатах еще не было пассажирских реактивных самолетов, так что это было просто захватывающее путешествие. Мы прибыли поздно вечером, часов около десяти. Земля была покрыта снегом, и все выглядело очень романтично. Все было так, как мне мечталось. Меня встретила очень милая женщина из Министерства культуры. Я спросил: «Нельзя ли по дороге в гостиницу проехать мимо Василия Блаженного?» Она ответила: «Конечно можно!» Словом, мы поехали туда. И когда я оказался на Красной площади, я почувствовал, что у меня вот-вот остановится сердце от волнения. Главная цель моего путешествия была уже достигнута...»
Конкурс Чайковского стал переломным моментом в биографии Клиберна. Вся жизнь этого артиста поделилась на две части: первая, проведенная в безвестности, и вторая - пора мировой славы, которую принесла ему именно советская столица.
Выступление Ван Клиберна на конкурсе Чайковского. 1957 год
Клиберн уже на первых турах конкурса имел успех. Но только после его выступления с концертами Чайковского и Рахманинова на третьем туре стало ясно, какого огромного масштаба дарование заключено в молодом музыканте. В конце его выступления зал рукоплескал и скандировал: «первый приз!»
Третий концерт Рахманинова в его исполнении по-прежнему волнует, а на то, как он вверялся дирижёру Кириллу Кондрашину во время игры, потом бросился к нему с благодарными объятьями, а на последнем выходе к не отпускавшей их публике в знак признательности даже поцеловал дирижёру руку, невозможно смотреть с равнодушно. Играл он на сцене, которая была буквально усыпана цветами.
Решение жюри было единодушным. Вану Клиберну было присуждено первое место. На торжественном заседании Д. Шостакович вручил лауреатам медали и премии.
Крупнейшие мастера советского и зарубежного искусства выступили в эти дни в печати с восторженными оценками американского пианиста.
«Вэн Клайберн - двадцатитрехлетний американский пианист - показал себя большим артистом, музыкантом редкого дарования и поистине неограниченных возможностей», - писал Э. Гилельс.
«Это исключительно одаренный музыкант, чье искусство привлекает глубокой содержательностью, технической свободой, гармоническим сочетанием всех качеств, присущих самым большим художникам фортепиано», - отметил П. Владигеров.
«Я считаю Вэна Клайберна гениально одаренным пианистом... Его победа на таком трудном конкурсе по праву может быть названа блистательной», - заявил С. Рихтер.
А вот что написал замечательный пианист и педагог Г. Г. Нейгауз: «...Мне представляется (и думаю, что это не только мое личное ощущение), что он - самый настоящий яркий последователь Рахманинова, испытавший с детских лет все очарование и поистине демоническое влияние игры великого русского пианиста».
Гастроли в СССР. Сейчас такой зал сможет собрать только самая крутая поп-звезда
Триумф Клиберна в Москве, на первом в истории Международном конкурсе им. Чайковского, как громом поразил американских любителей музыки и специалистов, которым оставалось лишь сетовать на свою собственную глухоту и слепоту. «Русские не открыли Вана Клиберна, - написал в журнале «Репортер» Чайсинс. - Они только с энтузиазмом приняли то, на что мы как нация смотрим равнодушно, то, что их народ ценит, а наш - игнорирует».
С Белкой и Стрелкой
Да, искусство молодого американского пианиста, воспитанника русской фортепианной школы, оказалось необычайно близко, созвучно сердцам советских слушателей своей искренностью и непосредственностью, широтой фразировки, мощью и проникновенной выразительностью, певучим звуком. Клиберн стал любимцем москвичей, а затем и слушателей других городов страны. Эхо его конкурсной победы во мгновение ока облетело мир, донеслось до его родины. Буквально в считанные часы он стал знаменит.
Встреча Ван Клиберна в США
Когда пианист вернулся в Нью-Йорк, его встречали как национального героя...
Группа ВК "Зеркало истории"