1 часть Прежде всего мы - родители, а всё остальное потом.
"Воспитание - великое дело: им решается участь человека".
(Белинский В. Г.)
К.И.Чуковский доказал, что малые дети - неистовые любители поэзии, что их потребности в такого рода духовной пище впитаны с молоком матери: «стихотворные навыки внушены каждому из нас нашей матерью в пору раннего детства, прежде чем мы научимся говорить и ходить».
Гениальная народная педагогика оставила нам в наследство неисчерпаемый
богатейший материал - устное народное творчество. И прежде, чем прочитать с малышом первую книгу, нужно освоить и использовать шутки- прибаутки, скороговорки, дразнилки, потешки и, конечно же, сказки.
Народная сказка - высокий образец искусства. А.С.Пушкин писал о сказках: «Каждая есть поэма!».
Педагог В.А. Сухомлинский: «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».
Детей занимает внешняя, событийная канва повествования, связанная с героями сказок, - радость по поводу их комичных поступков, переживание неудач и ошибок, страх за неожиданные опасности при многочисленных встречах, огорчение при гибели героя, жалость к пострадавшему, восхищение победителем.
Однако сама возможность такого сопереживания при столкновении с условным миром сказки возможна именно потому, что самые невероятные события и поступки сказка преподносит так, как будто они постоянно, каждодневно совершаются. И ребёнок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней по дорогам её многочисленных встреч и столкновений с чудесными героями и событиями.
При таком сопереживании неизбежно происходит более глубокое постижение сказки детьми, извлечение из неё своей детской «житейской мудрости», чёткое разделение на хорошее и плохое. Таким образом, сказка учит ребёнка познавать мир, выражать своё отношение к добру и злу, даёт первые представления о справедливости и несправедливости.
На этом этапе (раннего развития) сказки нужно сказывать, сопровождая это сказывание интонацией, мимикой, жестикуляцией. Сильное впечатление из своего детства оставил теневой театр - сказка "Колобок". Позднее с мамой вырезали героев новых сказок.
И конечно, диаскоп. Это было волшебное действо: на стене натягивалась простыня (экран), выключался свет - и душа замирала в предвкушении ни с чем несравнимого удовольствия слушать и смотреть сказку.
Только нужно было, чтобы мама или сестра были не заняты, чтобы читать текст. Это побуждало к тому, чтобы побыстрее научиться читать самой.
Диафильм "Теремок"
Кадры можно рассматривать долго - ничто не ускользнёт от детского внимания, особенно если мама/папа удивляются и задают вопросы.
Click to view
А как здорово самим сыграть сказку в настольном театре!
Как сказал Л. Н. Толстой: «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой». Постоянное духовное общение с малышом - главное условие его правильного развития.
ДиафильмыСвой теневой театр Продолжение следует.