9 февраля 2016 года.
1837 год (179 лет) Состоялась дуэль А.С. ПУШКИНА с ДАНТЕСОМ на Чёрной речке.
«Трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии. Весь Петербург всполошился. В городе сделалось необыкновенное движение. На Мойке у Певческого моста (Пушкин жил тогда в первом этаже старинного дома княгини Волконской) не было ни прохода, ни проезда. Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом; извозчиков нанимали, просто говоря: «К Пушкину», и извозчики везли прямо туда.
Все классы петербургского народонаселения, даже люди безграмотные, считали как бы своим долгом поклониться телу поэта. Это было уже похоже на народную манифестацию, на очнувшееся вдруг общественное мнение. Университетская и литературная молодежь решила нести гроб на руках до церкви; стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми».
(И. И. Панаев « Литературные воспоминания»)
Click to view
Вся передовая молодежь услышала в гневном обличительном стихотворении Лермонтова выражение мыслей и чувств лучших людей своего времени, голос целого поколения. В. В. Стасов, учившийся тогда в Училище правоведения, рассказывал:
«...спустя несколько месяцев после моего поступления в училище Пушкин убит был на дуэли. Это было тогда событие, взволновавшее весь Петербург, даже и наше училище; разговорам и сожалениям не было конца, а проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова „На смерть Пушкина" глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром в антрактах между классами.
Хотя мы хорошенько и не знали, да и узнать-то не от кого было, про кого это речь шла в строфе:
А вы, толпою жадною стоящие у трона... и т. д., но все-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно, -
так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах.
Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление».