Литература. А. П. Чехов (3 часть)

Jan 09, 2016 19:13

1, 2 части

Всё это и наша жизнь.
"Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм!.. Мы, говорят в газетах, любим нашу великую Родину, но в чём выражается эта любовь?.. Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идёт дальше чести мундира". ( Из письма А. С. Суворину).


В 90-е годы Чехов активно занимался общественной деятельностью.

В 1892 году, когда от неурожая в России свирепствовал голод, Чехов выезжал в голодающие губернии для оказания помощи по сбору средств, организации столовых.

В 1892-1893 годах работал участковым врачом во время эпидемии холеры.

В 1897 году участвовал во всеобщей переписи населения.
 Чехов построил на свои средства несколько школ для крестьянских детей в сёлах Московской губернии, создал в Таганроге городскую библиотеку и до конца жизни снабжал её книгами.

Деятельное участие в общественной жизни, общение с народом постоянно давали писателю неисчерпаемый материал для его произведений.
Он хорошо знал жизнь самых различных слоёв и города, и деревни: интеллигенции (врачей, учителей, студентов, чиновников), крестьянства, буржуазии (купцов, помещиков, фабрикантов).
Жизнь эта была безрадостна и потому в рассказах и пьесах Чехова юмор часто сочетается с грустью. Эпоха, в которой жил и писал Чехов, была очень мрачной. В 80-е годы в России царила политическая реакция. Полиция преследовала не только активных революционеров, но и всякое свободомыслие. Люди боялись откровенно высказывать свои взгляды. Чехов, высмеивая трусость, равнодушие, мещанские нтересы, стремление спрятаться в свою нору,  призывал русское общество к активной деятельности, к труду на благо народа.

Чехов пишет о знакомом, повседневном, привычном, о мелочах… Но в этих мелочах жизни ощущается глубокая скрытая суть. Чехов показывает жизнь такой, какая она есть. Если смысл Красоты и Величия очевиден, то для того, чтобы разглядеть этот смысл  в мелком, слабом, нелепом - необходимо пристально вглядываться в мелочи жизни, в то, что за своей кажущейся ничтожностью ускользает от нашего внутреннего взора. Вот к этому исканию сокровенного смысла в обыденности и побуждают произведения писателя.

Чехов занимает особое место в ряду русских писателей 19 века.  Без малого столетний цикл истории русской культуры с её вопросами и проблемами доходят  в творчестве Антона Павловича  до предела своего развития.

Одна из этих тем - тема «маленького человека», начатая Пушкиным и Гоголем. Но их образы трагичны, мистичны: одна мстительная тень Акакия Акакиевича чего стоит! Или романтические и мягкие образы Достоевского.

У Чехова маленький человек не воспринимается  ни трагичным, ни мистическим. Ситуации, в которые попадают чеховские персонажи, само их существование, их имена - гротеск. Но за гротеском спрятана бессмысленность, заброшенность, даже сиротство этих людей. Они не понимают,  зачем,  ради чего живут. И этого своего  непонимания они тоже не понимают. В чём корень этого сиротства?
Экранизация рассказа "Злоумышленник" (14 минут)
Евгений Лебедев, Олег Басилашвили

image Click to view



В одном из дневников Антон Павлович пишет о том, что между "есть Бог и нету Бога" - огромное поле, но для русского человека есть либо первое, либо второе. А ведь в искании Бога уже есть Бог, как и поиск смысла жизни уже даёт жизни смысл. Но в том то и дело, что нет этого поиска. Мы больше думаем о "насущном".

Там же продолжение мысли писателя: "Вы должны иметь приличных, хорошо одетых детей, а ваши дети тоже должны иметь хорошую квартиру и детей, а их дети тоже детей и хорошие квартиры, а для чего это - чёрт знает!". Вот проблема.

Некоторые считают самого Чехова атеистом, но он никогда не смеялся над искренней верой своих героев.
В удивительном, пронизанном вдохновением и красотой пасхальном рассказе «Студент» есть такой эпизод.

«Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то... что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух...».

Для Чехова в этой вере живёт глубокая человечность его героев, над которой нельзя смеяться, потому что в ней и теплится в человеке Бог, объединяющий нас друг с другом.

Продолжение следует.

Видео., Литература

Previous post Next post
Up