А. С. Пушкин. Полтава

Nov 26, 2015 23:45


Театр одного актёра.
(1989 год)
Сергей Каюмович Шакуров - советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

image Click to view



В этой поэме, написанной в 1828 году, разрабатывается волновавшая в то время А.С.Пушкина государственная тема, вопрос об исторической судьбе русского государства.

По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы Пушкина (и современных ему поэтов) и потому осталась непонятой и не оценённой ни современниками, ни позднейшей критикой. Между тем поэт придавал большое значение этому произведению и был очень огорчён неуспехом его у читателей и критики.

«Самая зрелая из всех моих стихотворных повестей, та, в которой все почти оригинально... «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» - не имела успеха...», - писал он в одной из своих статей.



Сложность поэмы состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, не свя­занные между собой темы.

Первая тема - судьба русского государства среди других европейских стран, способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борь­бе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба непо­бедимого полководца Карла XII с Петром I) связывалась в сознании Пушкина с недавними близкими ему событиями 1812-1815 годов - нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг».
Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу.
...Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, куёт булат.

Центральным эпизодом этой темы является Полтав­ский бой, центральным героем её - Петр I.

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушки­ным, как государственным мыслителем, - тема многона­ционального русского государства, вопрос об историчес­кой закономерности объединения разных наций в одно государство и прочности их связи с русским народом и государством.

Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за осво­бождение родины, а как коварного властолюбца, презира­ющего и свободу, и родину.

Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме только поэтическими размыш­лениями о государстве, восхвалением его мощи и не поду­мал бы о судьбе отдельной личности, частного человека.

Третья тема «Полтавы» - судьба человека, далёкого от участия в политических событиях его времени и всё же гибнущего, раздавленного колесом истории.

Мария - сильная и страстная женщина. Она преодо­левает религиозные препятствия (Мазепа, как крестный отец Марии, по религиозным законам не мог быть её мужем), проклятие родителей, позор в глазах общества и завоёвывает себе личное счастье...

Но неожиданные для неё грандиозные и страшные исторические события становятся причиной её гибели. Поместив драматический эпизод встречи сошедшей с ума Марии с Мазепой в конец поэмы, Пушкин придал трагический характер и всему произведе­нию.

«Сильные характеры и глубокая трагическая тень, наброшенная на все эти ужасы, - вот что увлекло меня», - писал Пушкин в одной заметке.

Создавая эту поэму, вполне реалистическую по своему содержанию, Пушкин написал её несколько приподнятым стилем, напоминающим стиль украинских народных песен - «дум». Таково начало поэмы («Богат и славен Кочубей» и далее, поэтические сравнения в описании красавицы Марии, стихи «Не серна под утес уходит» - и далее), монолог Кочубея о трех кладах, звучащий как вставная песня, стихи «Кто при звездАх и при луне так поздно едет на коне?» и другие.

Темы, Моноспектакль, Литература, Полтава, Браво!!!, Пушкин, Идеи, Шакуров

Previous post Next post
Up