Театр одного актёра.
(1989 год)
Сергей Каюмович Шакуров - советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
Click to view
В этой поэме, написанной в 1828 году, разрабатывается волновавшая в то время А.С.Пушкина государственная тема, вопрос об исторической судьбе русского государства.
По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы Пушкина (и современных ему поэтов) и потому осталась непонятой и не оценённой ни современниками, ни позднейшей критикой. Между тем поэт придавал большое значение этому произведению и был очень огорчён неуспехом его у читателей и критики.
«Самая зрелая из всех моих стихотворных повестей, та, в которой все почти оригинально... «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» - не имела успеха...», - писал он в одной из своих статей.
Сложность поэмы состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, не связанные между собой темы.
Первая тема - судьба русского государства среди других европейских стран, способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба непобедимого полководца Карла XII с Петром I) связывалась в сознании Пушкина с недавними близкими ему событиями 1812-1815 годов - нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг».
Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу.
...Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, куёт булат.
Центральным эпизодом этой темы является Полтавский бой, центральным героем её - Петр I.
Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным, как государственным мыслителем, - тема многонационального русского государства, вопрос об исторической закономерности объединения разных наций в одно государство и прочности их связи с русским народом и государством.
Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение родины, а как коварного властолюбца, презирающего и свободу, и родину.
Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме только поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи и не подумал бы о судьбе отдельной личности, частного человека.
Третья тема «Полтавы» - судьба человека, далёкого от участия в политических событиях его времени и всё же гибнущего, раздавленного колесом истории.
Мария - сильная и страстная женщина. Она преодолевает религиозные препятствия (Мазепа, как крестный отец Марии, по религиозным законам не мог быть её мужем), проклятие родителей, позор в глазах общества и завоёвывает себе личное счастье...
Но неожиданные для неё грандиозные и страшные исторические события становятся причиной её гибели. Поместив драматический эпизод встречи сошедшей с ума Марии с Мазепой в конец поэмы, Пушкин придал трагический характер и всему произведению.
«Сильные характеры и глубокая трагическая тень, наброшенная на все эти ужасы, - вот что увлекло меня», - писал Пушкин в одной заметке.
Создавая эту поэму, вполне реалистическую по своему содержанию, Пушкин написал её несколько приподнятым стилем, напоминающим стиль украинских народных песен - «дум». Таково начало поэмы («Богат и славен Кочубей» и далее, поэтические сравнения в описании красавицы Марии, стихи «Не серна под утес уходит» - и далее), монолог Кочубея о трех кладах, звучащий как вставная песня, стихи «Кто при звездАх и при луне так поздно едет на коне?» и другие.