Литература. М. Е. Салтыков-Щедрин.

Oct 03, 2015 22:51


1 часть
Вершина русской сатиры.

И. А. Гончаров писал о произведениях Салтыкова-Щедрина как о "блестящих, даровитых сатирах... не подчиняющихся никаким стеснениям формы и бьющих живым ключом злого, необыкновенного юмора и соответствующего ему сильного и оригинального языка".


Щедрин как писатель и публицист всю свою жизнь вёл борьбу с помещичьим классом. Критике дворянства он посвятил роман «Господа Головлёвы»  (1880) и хронику «Пошехонская старина» (1887-1889), ряд сказок и сатирических обозрений.
Художники Кукрыниксы, 1939 год. Иудушка Головлёв.

С особенной  психологической глубиной был раскрыт писателем процесс вырождения дворянства и распада барской семьи в романе «Господа Головлёвы», в котором отразились дореформенная и пореформенная эпохи.

Три поколения семьи Головлёвых проходят перед читателями - люди, непригодные к жизни, к труду, душевно опустошённые, кончающие одни  пьянством, другие - самоубийством.

Головлёвы прежде всего - собственники. Все они ненавидят и боятся друг друга.  Идёт непрестанная семейная война, здесь не жалеют ни больных, ни слабых, ни умирающих.

Не случайно победил всех и захватил все богатства семьи Порфирий Головлёв - Иудушка, как прозвали его близкие.

В образе Иудушки Щедрин полно и глубоко показал процесс обесчеловечивания  русского помещика-собственника.


Иудушка любит изображать себя покорным сыном, нежным отцом, заботливым братом, честным и бескорыстным человеком, но в действительности для него нет ничего священного, дорогого, родного.

Он обкрадывает мать, глумится над умирающим братом, одного сына доводит до самоубийства, другого - до ссылки, от третьего отказывается. С изумительным мастерством строится в романе речь Иудушки.

Его многословие прикрывает коварство и лицемерие. Он обращается к своим жертвам с особенно ласковыми словами, когда задумывает очередную подлость. «Словами-то он сгноить человека может», - говорит об Иудушке староста.

Салтыков-Щедрин был суровым  обличителем не только крепостнического строя, но и народившегося буржуазного общества.

В книгах, написанных в 70-80 годах («Благонамеренные речи», «Убежище Монрепо», «За рубежом»), сатирик создал типы буржуазных хищников Дерунова, Колупаева, Разуваева. Эти хищники идут к богатству путём обмана, мошенничества, преступления.

В 80-х годах, когда преследование царизмом передовой литературы стало особенно свирепым, когда был закрыт редактируемый Щедриным демократический журнал «Отечественные записки», нужно было искать новые формы общения с широким читателем. И Щедрин нашёл такой способ: используя характерную для народного творчества фантастику и образы животных, он создаёт сатирические сказки.

Щедрин смело обличал грабительское, враждебное просвещению и прогрессу самодержавие. Злой и глупый царь Орёл не способен одолеть даже азбуку («Орёл-меценат»). Не лучше его и столпы царской власти: министр Осёл, тупой губернатор Медведь («Медведь на воеводстве»). Тип помещика-хищника и хищника-буржуа сатирик заклеймил в образе кровожадного волка ("Бедный волк").

Щедрин не забыл в своих сказках и либералов. Писатель высмеял их трусость и угодливость, их действия "применительно к подлости" (сказка "Либерал"). Сказки, как и многие другие произведения Щедрина, написаны "эзоповым" языком (иносказательно), но смысл их легко воспринимается читателем.

Голос Щедрина дошёл до народа.Тифлисские рабочие писали в 1889 году: "...Мы узнали и полюбили сочинения... Михаила Евграфовича. Дух Его всегда будет жить между нами в его бессмертных рассказах: будет ободрять нас на хорошее, общее дело, на борьбу против зла, угнетения и  на поиски правды и света".

Господа Головлевы (Малый театр 1978 год)

По одноименному роману М. Е. Салтыкова-Щедрина

image Click to view



Окончание, Литература. Салтыков-Щедрин, Малый театр, 1978 год

Previous post Next post
Up