1 частьВершина русской сатиры.
И. А. Гончаров писал о произведениях Салтыкова-Щедрина как о "блестящих, даровитых сатирах... не подчиняющихся никаким стеснениям формы и бьющих живым ключом злого, необыкновенного юмора и соответствующего ему сильного и оригинального языка".
Щедрин как писатель и публицист всю свою жизнь вёл борьбу с помещичьим классом. Критике дворянства он посвятил роман «
Господа Головлёвы» (1880) и хронику «
Пошехонская старина» (1887-1889), ряд сказок и сатирических обозрений.
Художники Кукрыниксы, 1939 год. Иудушка Головлёв.
![](https://m.nkj.ru/upload/iblock/365/36558b808169377cfba0d9b9452303db.jpg)
С особенной психологической глубиной был раскрыт писателем процесс вырождения дворянства и распада барской семьи в романе «Господа Головлёвы», в котором отразились дореформенная и пореформенная эпохи.
Три поколения семьи Головлёвых проходят перед читателями - люди, непригодные к жизни, к труду, душевно опустошённые, кончающие одни пьянством, другие - самоубийством.
Головлёвы прежде всего - собственники. Все они ненавидят и боятся друг друга. Идёт непрестанная семейная война, здесь не жалеют ни больных, ни слабых, ни умирающих.
Не случайно победил всех и захватил все богатства семьи Порфирий Головлёв - Иудушка, как прозвали его близкие.
В образе Иудушки Щедрин полно и глубоко показал процесс обесчеловечивания русского помещика-собственника.
Иудушка любит изображать себя покорным сыном, нежным отцом, заботливым братом, честным и бескорыстным человеком, но в действительности для него нет ничего священного, дорогого, родного.
Он обкрадывает мать, глумится над умирающим братом, одного сына доводит до самоубийства, другого - до ссылки, от третьего отказывается. С изумительным мастерством строится в романе речь Иудушки.
Его многословие прикрывает коварство и лицемерие. Он обращается к своим жертвам с особенно ласковыми словами, когда задумывает очередную подлость. «Словами-то он сгноить человека может», - говорит об Иудушке староста.
Салтыков-Щедрин был суровым обличителем не только крепостнического строя, но и народившегося буржуазного общества.
В книгах, написанных в 70-80 годах («
Благонамеренные речи», «
Убежище Монрепо», «
За рубежом»), сатирик создал типы буржуазных хищников Дерунова, Колупаева, Разуваева. Эти хищники идут к богатству путём обмана, мошенничества, преступления.
В 80-х годах, когда преследование царизмом передовой литературы стало особенно свирепым, когда был закрыт редактируемый Щедриным демократический журнал «Отечественные записки», нужно было искать новые формы общения с широким читателем. И Щедрин нашёл такой способ: используя характерную для народного творчества фантастику и образы животных, он создаёт сатирические сказки.
Щедрин смело обличал грабительское, враждебное просвещению и прогрессу самодержавие. Злой и глупый царь Орёл не способен одолеть даже азбуку («
Орёл-меценат»). Не лучше его и столпы царской власти: министр Осёл, тупой губернатор Медведь («
Медведь на воеводстве»). Тип помещика-хищника и хищника-буржуа сатирик заклеймил в образе кровожадного волка ("
Бедный волк").
Щедрин не забыл в своих сказках и либералов. Писатель высмеял их трусость и угодливость, их действия "применительно к подлости" (сказка "
Либерал"). Сказки, как и многие другие произведения Щедрина, написаны "эзоповым" языком (иносказательно), но смысл их легко воспринимается читателем.
Голос Щедрина дошёл до народа.Тифлисские рабочие писали в 1889 году: "...Мы узнали и полюбили сочинения... Михаила Евграфовича. Дух Его всегда будет жить между нами в его бессмертных рассказах: будет ободрять нас на хорошее, общее дело, на борьбу против зла, угнетения и на поиски правды и света".
Господа Головлевы (Малый театр 1978 год)
По одноименному роману М. Е. Салтыкова-Щедрина
Click to view