Литература. Н. Г. Чернышевский.

Sep 03, 2015 23:56



Из жизни новых людей.



Мрачный каземат Петропавловской крепости. Холодно и сыро в каменном мешке.

Ни один звук не проникает сквозь толстые стены, только слышны гулкие шаги часового, мерно шагающего по коридору.

В одной из камер, у откидного столика, при свете тусклой лампы - склонённая над рукописью фигура. .

Здесь, в одиночной камере, Чернышевский пробыл 688 дней.

Публицист, критик, историк литературы, философ, автор работ по эстетике, политической экономике, Николай Гаврилович Чернышевский вошёл в литературу в 1855 году, начав сотрудничать в журнале «Современник».

Его деятельность - это эпоха в развитии русской критики и русской общественной мысли.

Вместе с Добролюбовым и Некрасовым он сделал «Современник» боевой трибуной, с которой смело развернул революционную пропаганду. Чернышевский горячо верил в грядущую русскую революцию.
«У нас скоро будет бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нём…». Чернышевский был одним из немногих передовых людей, правильно понимавших так называемое освобождение крестьян как новую форму закрепощения народа. В письме к Герцену он писал:
«К топору зовите Русь… помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей».

Но уверенный в неизбежности революции, уверенный в том, что человечество непременно построит социалистическое общество, Чернышевский представлял этот путь к справедливому строю неправильно. Он не мог понять революционной роли пролетариата потому, что в России той поры было два основных класса - помещики и крестьяне. Он полагал, что, если передовая интеллигенция возглавит всероссийский крестьянский бунт, в России восторжествует новый государственный строй, основанный на справедливости.

Но Чернышевский, по словам В. И. Ленина, как никто другой в то время, умел влиять в революционном духе на все политические события своей эпохи. Растущие изо дня в день авторитет и популярность Чернышевского представлялись царскому правительству страшной опасностью. Чернышевский как «коновод молодёжи» и «хитрый социалист» был арестован у себя на квартире.

В заключении, как и на свободе, он продолжил заниматься литературой. В крепости Чернышевский написал роман «Что делать?», по недосмотру цензуры напечатанный в 1863 году в «Современнике». В подзаголовке романа стояло: «Из жизни новых людей».


«Новые люди», появившиеся в России в 60-х годах 19 века, - это передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция из разночинцев.

Люди дела, а не отвлечённых мечтаний, они стремятся борьбой против общественных устоев завоевать своё счастье, горячо любят труд, преданы науке.

Их моральные идеалы очень высоки. Они строят свои отношения на взаимном доверии и уважении, они честны, благородны, мужественны, не знают колебаний в борьбе, не пасуют перед трудностями.

Таких людей Чернышевский знал лично. Таким человеком был и он сам.

Задумав рассказать о них, писатель в основу своего произведения положил подлинное событие из жизни впоследствии учёного Ивана Михайловича Сеченова.

Его черты легко узнать в характеристике Кирсанова, так же как облик жены Сеченова - первой русской женщины-врача угадывается в образе Веры Павловны.


Вера Павловна по-своему любит и уважает своего мужа Лопухова, но как только ему становится очевидна её любовь к Кирсанову, Лопухов, уважая чувства жены, немедленно уходит с её пути.

Однако большая, настоящая любовь - этого всё же недостаточно для Веры Павловны. Она не может жить без живой, нужной людям деятельности.

Сначала Вера Павловна организует кооперативные швейные мастерские, позже учится медицине и становится врачом.

С восторгом писал в своей книге Чернышевский о будущем социалистическом обществе: «Оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».

За идеал светлого будущего борются герои романа. Среди них наиболее выделяется фигура «особенного человека» - Рахметова. Выходец из дворян, человек вполне обеспеченный, он отдаёт свои средства на дело революции.
Всей душой преданный народу, он неуклонно и последовательно готовит себя к деятельности революционера. Целые поколения революционеров вдохновлял образ Рахметова, а роман Чернышевского был для них учебником жизни.

«С тех пор, как завелись типографские  станки в России, и вплоть до нашего времени ни одно печатное произведение не имело такого успеха, как «Что делать», - писал в 1890 году Плеханов.
По словам вождя Коммунистической партии Болгарии Георгия Димитрова, на него как борца, оказал огромное влияние роман «Что делать?».
В И Ленин неоднократно перечитывал этот роман и назвал его произведением, которое даёт «заряд на всю жизнь».


Ранним пасмурным утром 19 мая 1864 года в Петербурге на Мытнинской площади Чернышевский с вывешенным на  груди плакатом  «государственный преступник» был выставлен у позорного столба.

Над головой великого мыслителя палач сломал шпагу.  Но гражданская казнь Чернышевского превратилась в позор для её устроителей.
На следующий день писатель был отправлен в Сибирь для отбывания каторжных работ.

Первые три года ссылки Чернышевский провёл в Кадае - на Монгольской границе, а затем на Александровском заводе Нерчинского округа. В Сибири Чернышевским был написан ряд произведений и в их числе замечательный роман «Пролог».

Когда закончился срок каторги, правительство не разрешило Чернышевскому самому выбрать место для поселения и отправило его в город Вилюйск, находящийся в далёкой якутской тундре.

Здесь в полном одиночестве под неусыпным надзором жандармов писатель прожил двенадцать лет. Тюрьма, каторга и ссылка не сломили революционной стойкости Чернышевского. В Астрахань, куда писатель был переведён из Вилюйска, приехал всё тот же неутомимый труженик, пылкий мыслитель и добрый отзывчивый человек.

Здесь Чернышевский продолжал свои литературные труды и, в частности, перевёл с немецкого языка несколько томов «Всеобщей истории». Множество литературных замыслов, надежд и планов было у Чернышевского. Однако за двадцать один год мучений  здоровье его было вконец разрушено, и резкая перемена климата не способствовала его выздоровлению. В 1889 году семья писателя добилась разрешения переехать в Саратов, на родину. Здесь Чернышевский прожил только три месяца. 29 октября 1889 года его жизнь оборвалась.


В Саратове на улице Чернышевского стоит скромный домик, в котором родился и жил писатель. Ещё в годы гражданской войны здесь был создан музей его имени. Декрет о его открытии 25 сентября 1920 года подписал В. И. Ленин.  Однажды Чернышевский записал в своём дневнике: «Я нисколько не дорожу жизнью для торжества своих убеждений, для торжества свободы, равенства, братства». Этому девизу он остался верен до конца.

Чернышевский, Литература

Previous post Next post
Up