НачалоВсегда - Россия, её судьба...
Во всех трёх романах - «
Обыкновенная история», «
Обломов» и «
Обрыв» - отмечено одно и то же социальное явление: нарождение русского капитализма.
Разоблачая праздность и неприспособленность к труду дворянства, Гончаров пытается увидеть своего героя в образе дельца-предпринимателя буржуазного типа.
Это - Адуев-старший, дядя главного героя романа «Обыкновенная история», друг Обломова Штольц, в какой-то мере и помещик Тушин из романа «Обрыв» - энергичные, деловые, предприимчивые люди.
Но вся их деятельность сводится к накоплению.
Они не доросли до идеала настоящего общественного деятеля; никто из них не сумеет на языке, понятном для русской души, сказать всемогущее слово «вперёд».
Замечательны образы русских женщин, созданные Гончаровым.
С одной стороны - это Наденька, Ольга Ильинская, Вера - умные, талантливые, глубокие натуры.
С другой - яркая, жизнерадостная Марфинька и величавая старуха-помещица бабушка Татьяна Марковна.
Через всю трилогию писатель проводит мысль о том, что женщина призвана играть важную роль в общественной жизни.
Особняком среди произведений Гончарова стоит «
Фрегат «Паллада» (1855-1857).
Эта книга - путевые очерки, написанные в результате кругосветного путешествия писателя на русском фрегате «Паллада» в 1852-1857 годах.
Писатель ярко и увлекательно рассказывает о жизни разных народов. Особенно интересны очерки об угнетённых народах Азии.
С негодованием пишет он о принудительном труде порабощённых народов в колониях.
В одном из очерков Гончаров рисует непривлекательный образ английского хищника-дельца, зловещую «фигуру в чёрном фраке, в круглой шляпе, в белом жилете с зонтиком в руках».
Таких предприимчивых хищников писатель видел не только на лондонской бирже, но и на плантациях Китая, Филиппин, на юге Африки.
Писал Гончаров и критические статьи. Его статья «
Миллион терзаний» - замечательная характеристика «Горя от ума» А. С. Грибоедова. Гончарову-художнику было присуще внимание к реальной жизни со всеми её повседневными мелочами. Он пристально всматривается в окружающую действительность, наблюдает и оценивает её.
"Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние. Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведёт вас автор", - справедливо заметил Н. А. Добролюбов.
Реализм Гончарова проявился и в его языке. В поэтическую речь Гончарова-романиста широким потоком вливаются колоритные просторечные слова, придающие ей живость и задушевность, яркую выразительность.
Темой творчества Гончарова, великого писателя-патриота, всегда была Россия, её судьба. Во всех своих произведениях он стремился ответить на неотложные вопросы, которые выдвигались русской жизнью. Но его герои не умирали с началом новой эпохи в жизни страны.
В. И. Ленин использовал образ Обломова, когда боролся с праздностью, с разгильдяйством, косностью, отдельными пережитками «обломовщины», которые мешали социалистическому строительству.
Как замечательные образцы художественного мастерства и как психологические типы его герои живут и сейчас.