В этот день, в 1995 году, российский самолёт Ил-76 и семь членов его экипажа во главе с командиром Владимиром Шарпатовым были захвачены боевиками исламского движения "Талибан" в афганском городе Кандагар.
Ил-76ТД под бортовым номером RA-76842
3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД под бортовым номером RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», вылетел из Тираны в Баграм. На борту было семь членов экипажа: командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман Александр Викторович Здор, бортинженер Аббязов, Асхат Минахметович, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев, бортинженер Сергей Борисович Бутузов и бортинженер Виктор Петрович Рязанов.
Ил-76 совершал коммерческий рейс по заказу правительства Раббани в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией по маршруту Тирана - Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шаха Масуда.
Подобные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем МиГ-21 движения «Талибан» и был принуждён совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза.
Талибы обвинили лётчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их многочисленных требований.
Лётчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооружённой охраной. Экипаж склоняли к принятию ислама, работе на Талибан и постоянно угрожали казнью в соответствии с нормами шариата. Самое сложное для них было - неизвестность. Даже у преступников тюрьме есть определённость - срок, который он отбывает. У лётчиков срока не было, он мог закончится в любой день…
Попытки России, ООН, Организации исламская конференция и США освободить экипаж оказались безрезультатными.
Все способы давления и аргументации исчерпаны. Силовой вариант освобождения был практически не реален в тех условиях. Он бы неизбежно повлёк большие потери и/или уничтожение лётчиков талибами. Была и попытка выкупа. Велись тайные переговоры с руководством движения Талибан. Но по многим причинам согласие не было достигнуто.
378 дней члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания.
Лётчики и переговорщики по освобождению постепенно внушали талибам мысль о необходимости регулярного техобслуживания самолёта. Те понимали, что такая «машина» стоит десятки миллионов долларов и пытались её сохранить для использования в своих целях, позволив регулярно проводить обслуживание, стоявшего на аэродроме Кандагара. Но для обслуживания вывозили только двух или трёх лётчиков.
Когда прошёл почти год после захвата, командир Шарпатов стал настойчиво продвигать талибам мысль о том, что необходимо особое, большое обслуживание машины, иначе она испортится.
16 августа 1996 - пятница. Все добропорядочные мусульмане посвящают этот день молитве. Талибы мнили себя именно такими, и на аэродром лётчики приехали без обычной для подобного случая многочисленной охраны. Приехали неожиданно всем экипажем.
За работой лётчиков наблюдали в основном талибы из службы охраны аэродрома.
Безумная августовская жара и раскалённый бетон кандагарского аэродрома видимо ослабили бдительность охранников.
А тут время очередной молитвы подошло, потом обед. Часть охраны отправилась в палатки, расположенные вдоль взлётной полосы.
С лётчиками осталось лишь три охранника. Они забрались внутрь самолёта - не так жарко. Другого такого шанса может и не представится.
Неизвестность и дальнейшая невозможность пребывания в ней, и мгновенно принятое решение на побег сплотили разных людей с их взаимными обидами, накопившимися за год заточения в Экипаж.
Действовали как никогда слаженно и чётко: инженеры закрывали рампу, бортинженер запускает двигатели, радист проверяет связь. Действия экипажа не вызвали у охранников подозрений. Может только закрывающаяся рампа немного насторожила.
Потихоньку вырулили на взлётную полосу, которой катастрофически не хватало, и сразу на взлёт. Скорость набирается медленно, полосы явно не хватает, а тут ещё наперерез несутся опомнившиеся талибы на аэродромном «Урале». Но перехват в этот раз не удался, тяжёлый самолёт смог оторваться буквально с крайней плиты ВПП.
Тут уже всполошились охранники внутри самолёта. Но лётчики пытались объяснить им, что сделают пару кругов над аэродромом и сядут. В Ил-76 практически отсутствуют иллюминаторы, и это тоже помогло сбить с толку никогда не летавших талибов.
Но тут те, кто был в грузовом отсеке, уже в буквальном смысле сбили с ног охранников. Главное обезоружить и не допустить стрельбы на борту. У одного отстегнули и отбросили рожок с патронами, а у другого охранника выбили автомат. Пошли вход заготовленные верёвки. И вот уже бывшие охранники летят в роли смирных пассажиров, пристёгнутые к своим местам.
Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был - пилот самолёта Гулям - тот самый. который 3 августа 1995 года принудил экипаж сесть в Кандагаре, в честь пятницы уехал в родной кишлак проведать родственников, о чём опрометчиво рассказал накануне Газинуру Хайруллину.
Между тем Шарпатов направляет самолёт в сторону иранской границы. Благо соответствующие разрешения и коды на пролёт им обеспечил Мунир Файзуллин, в одно из недавних посещений экипажа.
До иранской границы самолёт летел на предельно малой высоте (50-100 метров) в режиме радиомолчания для того, чтобы Ил-76 не смогли запеленговать локаторы талибов. Да и поднятый вслед МИГ-21 будет искать их, скорее всего в воздухе, в северном направлении - в сторону России, но никак не Ирана. Вот такая вот военная хитрость.
Но и риск колоссальный: представьте себе такого монстра как ИЛ-76 на огромной скорости и 50-метровой высоте. Единственное, что предательски выдавало самолёт - песчаный вихрь из под брюха. Главное этим брюхом сопку какую-нибудь не вспахать.
Экипаж попросил у властей Ирана предоставить им воздушный коридор. Когда подлетали к границе, один из охранников дослал патрон в патронник автомата и пригрозил, что откроет огонь. Тогда Шарпатов резко направил самолёт к земле, охранники упали на пол, а лётчики отобрали у них оружие и связали.
С территории Ирана уже поднялись на безопасную высоту и через час с небольшим совершили посадку в аэропорту Шарджи (Объединённые Арабские Эмираты). Охранников передали в полицию эмирата. Экипаж после объятий с друзьями и коллегами из «Трансавиа», которые переживали и поддерживали их, как могли всё это время, отвезли в отель. Помыться, побриться, форму новую надеть, а главное позвонить семьям…
В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.
В феврале 2010 года на экраны вышел фильм кинорежиссёра Андрея Кавуна «Кандагар», основанный на событиях этого захвата.
Самолёт Ил-76ТД RA-76842 до сих пор находится в строю, перевозя грузы под флагом авиакомпании «Авиакон Цитотранс».
Источники:
http://www.opoccuu.com/030811.htmhttp://www.photopolygon.com/posts/14604