В этот день, в 1942 году, в блокадном Ленинграде состоялся футбольный матч. Играли команды "Динамо" и Ленинградского Металлического завода им. Сталина. Этот матч показал всем - что город живёт! Что город, объявленный врагами «мёртвым», доказал всему миру, что он жив и не сломлен.
Зима 1941-1942 годов в блокадном Ленинграде была поистине страшной. Лютый голод, морозы, бомбёжки и артобстрелы уносили ежедневно жизни тысяч горожан. В первую блокадную зиму в Ленинграде не было электричества, вышли из строя водопровод и канализация, не работал общественный транспорт.
Тем не менее, город не пал, войска по-прежнему удерживали фронт, и некоторое уныние и недоумение проявилось в рядах гитлеровцев, не понимавших, как такое возможно.
К началу апреля 1942 года, немецкое командование решило поднять боевой дух своих войск, утомлённых бесплодными атаками советских позиций.
Специально для этого была издана газета под названием «Ленинград - город мёртвых», напичканная фотографиями жертв и разрушений. Смысл газеты сводился к тому, что осаждённый город практически вымер, и падение его - вопрос если не нескольких дней, то нескольких недель.
Листовки с подобным же содержанием гитлеровцы разбрасывали и над самим Ленинградом.
Высшее руководство города сочло необходимым убедительно доказать врагу, что Ленинград жив. Причём сделать это следовало незамедлительно.
Футбольная спецоперация
Неизвестно, кому именно из руководителей пришло в голову ответить немцам футбольным матчем. Тем не менее,
5 мая 1942 года капитан НКВД, а в мирное время футболист Виктор Бычков был срочно отозван из расположения войск на Пулковских высотах. Прибыв к генералу, он услышал невероятный, с его точки зрения, приказ: организовать в городе футбольный матч. Никаких возражений генерал не принимал, сухо отметив, что на выполнение приказа капитану Бычкову даются сутки. Участие в матче должны были принять те футболисты, которых удастся разыскать за отведённое время.
Война заставляет сначала решать поставленную задачу, а потом размышлять над тем, насколько она выполнима.
В 14:00 6 мая 1942 года на поле стадиона вышли команды «Динамо» (Ленинград) и сборная Ленинградского гарнизона.
Матч обслуживал известный питерский арбитр Николай Усов. Усилиями властей на матч на машинах были доставлены около двух тысяч зрителей.
Собирать болельщиков при помощи афиш было некогда - матч организовывался в кратчайшие сроки и в условиях строжайшей тайны.
Матч, продолжавшийся всё положенное время - два тайма по 45 минут, завершился со счетом 7:3 в пользу «Динамо». Комментарий матча на русском и немецком языках был записан на стадионе и на следующий день при помощи громкоговорителей передавался на линии фронта как для советских солдат, так и для гитлеровцев.
Впечатление от этого радиорепортажа оказалось куда сильнее, чем от гитлеровских газет. Ветераны вермахта, воевавшие под Ленинградом, вспоминали после войны, что для них новость о том, что русские в этом кажущемся мёртвым городе играют в футбол, стала настоящим потрясением. «Есть ли вообще на свете что-то, что может сломить этих людей?» - задавались вопросом гитлеровские солдаты.
Игра во имя жизни
Если противник пребывал в состоянии шока, то ленинградцы, выжившие в страшную первую блокадную зиму, узнав о футбольном матче, испытали невероятный прилив сил. Игра сразу превратилась в легенду, которая облетела город, обрастая всё новыми и новыми подробностями.
Ленинградское партийное руководство поняло, что с пропагандистским ответом гитлеровцам оно не ошиблось. Уже 31 мая 1942 года состоялся следующий матч, в котором ленинградское «Динамо» встречалось с командой Н-ского завода (так сообщалось в газетах).
На этот раз об игре оповестили заранее, с фронта специально отозвали целый ряд известных до войны игроков, а футбольный матч стал частью целого спортивного праздника, проведённого в блокадном городе.
Футболисты питались так же, как и жители осаждённого Ленинграда, лишь перед самым матчем им специально немного увеличили паёк. Участники игры с трудом выдерживали физические нагрузки, но встречу отыграли от начала и до конца. Матч 31 мая закончился со счётом 6:0 в пользу «Динамо».
В 1991 году на питерском стадионе «Динамо» была установлена памятная табличка с именами участников блокадного матча 31 мая 1942 года.
Футболисты вспоминали, что вечером после тех игр от непосильных нагрузок лежали пластом, слушая запись матча по радио. Они сами не понимали, как им несколько часов назад удавалось играть в футбол?
7 июня 1942 года «Динамо» и команда Н-ского завода провели ещё один поединок, завершившийся со счётом 2:2. Под названием «Н-ский завод» скрывалась команда, костяк которой составляли игроки ленинградского «Зенита».
Победа
С этого момента футбол вернулся в Ленинград и не уходил из него до самого снятия блокады.
Гитлеровцев такая стойкость и жизнелюбие жителей осаждённого города не только шокировали, но и порядком разозлили. Некоторые матчи немцы сознательно сопровождали артобстрелом, так что игрокам и болельщикам приходилось прерываться на время, прячась в укрытиях. Однако затем матчи возобновлялись вновь.
В январе 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов сняли блокаду с города на Неве, продолжавшуюся почти 900 дней.
В том же 1944 году в Советском Союзе возобновился прерванный войной розыгрыш Кубка страны по футболу. В его финале 27 августа на московском стадионе «Динамо» в присутствии 70 тысяч зрителей сошлись команды ленинградского «Зенита» и столичного ЦДКА. Со счётом 2:1 победил «Зенит». Эта победа в 1944 году стала для «Зенита» единственной за всю историю Кубка СССР.
Но эта победа, безусловно, является самой заслуженной во всей многолетней истории «Зенита». Ведь начиналась она с футбольного матча в мае 1942-го, которым город, объявленный врагами «мёртвым», доказал всему миру, что он жив и не сломлен.
Источник