Как противостоять массовой культурной деградации и попытаться спасти молодёжь?

Dec 31, 2021 00:17

Современный мир имеет фундаментальную характеристику: в нём последовательно уничтожаются все выработанные человечеством культурные, моральные и нравственные нормы. На их место приходит невежество.



На этом невежестве строится какое-то особое состояние отрицания самой необходимости культуры, истории, глубоких знаний и вообще человеческого восхождения. То есть отрицание культурного, нравственного и духовного развития человека.


Процессы эти настолько очевидны, что сейчас трудно найти зрелого человека, искренне утверждавшего бы, что мир идёт по пути культурного прогресса. Но при такой очевидности реакции на эту очевидность могут быть сильно разными.

Часто можно встретить что-то вроде принятия ситуации: «да, деградируем, но такой уж мир». При этом опускается, что с «таким миром», по идее, следовало бы что-то сделать, чтоб он не был «таким».

Встречается и прямое оправдание, мол, «да и ладно, зачем все эти сложности, живи и получай удовольствие». Позиция этаких гедонистов-инфантилов - главной опоры потребительского общества.

Но есть ещё один вариант реакции. Когда родители, имеющие детей, заявляют, что «мой ребёнок не такой». Имея в виду, что он ограждён от различного рода антикультурных и деструктивных явлений современного мира.

Хочется спросить: «А какой?» Конечно, не вся молодёжь слушает Моргенштерна, не вся молодёжь «сидит» на современной расчеловечивающей киноиндустрии, и даже не вся молодёжь подвержена разврату.

Тем не менее, молодёжная среда насквозь пронизана этой самой антикультурой. Пошлой, невежественной, развращающей и расчеловечивающей. И отгородиться от неё очень и очень сложно.

А с учётом того, насколько изощрёнными стали различные современные технологии, в том числе технологии обхода психологических защит и сознательного отказа от деструктивных веяний, эта антикультура так или иначе отравляет человека. Тем более, человека формирующегося - подростка.

Поэтому все разговоры «мой ребёнок не такой» - лишь самоуспокоение. Если его ещё не сделали варваром, так это не значит, что это не случится в будущем с ним или с его детьми. Потому что насаждение антикультуры не прекратится.

Этот каток не собирается останавливаться. А как показывает реальность, системного ответа нет. Нет ни общественных институтов, ни соответствующей государственной политики, которые задавали бы альтернативные - здоровые - тренды.

Есть ощущение, что наше Министерство культуры занимается чем угодно, только не утверждением этой самой культуры. Настоящей, возвышающей человека. А не современных её суррогатов.

Следующий логичный вопрос. Если картина настолько мрачная, то не пора ли ложиться и умирать? Конечно, нет.

Один из вариантов выживания в условиях деградации общественных институтов - это построение альтернативных систем внутри самого общества. Не мифическое свержение власти, а реальная деятельность «снизу». Конкретно - деятельность по созданию очагов настоящей культуры.

Ведь если подумать, то для того, чтобы создать такой очаг, много не надо. Начальная точка - это признание родителями того, что в одиночку защитить детей от антикультуры у них не получится. Что она, как вирус, как ржавчина, всё равно будет проникать в сердца и души молодых людей, постепенно вытравливая из них «разумное, доброе, светлое» и насаждая пошлость и невежество.

Второй шаг - это создание микросоциальных групп, ставящих целью сохранение и распространение настоящей культуры. Настоящего образования. Здоровых ценностей, нравственности и морали.

Просто для примера. Две-три семьи вполне могут организовать «домашний клуб», где будут собираться их дети и проводить с ними какие-то занятия. Читать настоящие книги, смотреть настоящие фильмы. Обсуждать их и осмысливать. Сравнивать с тем, с чем дети сталкиваются в реальности, и прочее, и прочее.

Это и будут те самые очаги культуры. Простите за пафос, они должны стать «культурными брестскими крепостями».

А при желании развивать этот очаг, можно обзавестись отдельным помещением (в том числе сбрасываться на его аренду), привлечь друзей своих детей и т.д.

И среди взрослых обязательно найдутся люди, способные и готовые вести эти занятия, передавать молодёжи настоящую высокую культуру вот таким «подпольным» способом.

Ведь самое главное, что запрос на это есть! Есть много молодых людей, искренне страдающих от отсутствия здорового общества и здоровых отношений.

Главное, что тут стоит понять - отстоять это здоровое невозможно лишь в рамках семьи. Потому что есть больное общество. И выстоять можно, лишь создавая альтернативное общество. Пусть поначалу очень очаговое и не массовое. Но дорогу осилит идущий.

Тем более, что вопрос касается детей. Будут ли они встраиваться в больное общество или будут стараться строить здоровое, опираясь на то, что ещё могут дать родители и старшее поколение.

Источник

Общество, Культура, Дети

Previous post Next post
Up