27 декабря.
Михаил Хазин
Интерпретировать слова Путина всегда сложно, он очень хорошо умеет скрывать свои мысли и создавать у слушателей нужное ему впечатление (это не фантазии, а личный опыт). И в этом смысле очень интересно понять, что же реально он хотел сказать на своей большой пресс-конференции.
С одной стороны: «Правительство РФ действует чётко, сплочённо, как профессиональная команда». С другой, он, фактически, признал, что правительство занижает инфляцию, в части индексации пенсий, так точно...
С одной стороны, он хвалит руководство ЦБ (в том числе, за борьбу с инфляцией), с другой, накануне выступления Путина глава правительства Мишустин говорит о том, что инфляция у нас «импортная», связанная с тем, что у нас слишком открытая экономика.
И если Мишустин прав (а он прав), то политика ЦБ явно не соответствует реальности, бороться с внешней инфляцией поднимая ставку внутри страны невозможно.
Наконец, Владимир Путин поздравил членов правительства с наступающими праздниками, отметив слаженную работу кабмина в уходящем году:
«Мы встречаемся перед Новым годом. Традиционно эти дни стремительно пролетают, и все стараются сделать как можно больше, уложиться в графики и планы. Не сомневаюсь, что и правительство работает в таком же режиме сегодня. Причём должен отметить, что не только сегодня, не только в преддверии Нового года, а практически ежедневно, потому что время сложное, требует от всех полной отдачи. Я хочу от души поздравить вас с наступающим Новым годом и поблагодарить за работу».
Президент обозначил приоритетные задачи:
- снижение безработицы и инфляции;
- обеспечение качественного долгосрочного экономического роста;
- рост доходов населения;
- реализация программ занятости молодёжи;
- привлечение инвестиций и технологий.
Ну а Мишустин ему ответил:
«Мы сделаем всё, чтобы нашим людям комфортно жилось».
И сочетание всех этих факторов, как мне кажется, даёт достаточно однозначную картину. А именно, Путин хвалит правительство и ЦБ за работу в рамках старой экономической модели, либеральной. В которой мы открыты и внутренних источников развития не имеем.
Но, как он же говорил в своей давосской речи ещё в начале года, внутренний механизм развития этой модели закончился и нужно переходить к новой. А вот в этой новой модели (где мы должны обеспечить рост экономики и доходов населения за счёт внутренних источников) политика денежных властей (то есть ЦБ и Минфина) никак удовлетворительной признана быть не может.
Фактически, такое выступление Путина можно интерпретировать как последнее предупреждение Набиуллиной и Силуанову (более ранних предупреждений было несколько, но они не носили столь чёткий характер) о необходимости изменить свою политику.
Тем более, что Мишустин, фактически, подтвердил необходимость перехода к новой модели, в рамках которой, в частности, должны быть и рублёвые инвестиции, и некоторое закрытие российской экономики. Но как себя поведут упомянутые лица - пока вопрос.
Собственно, не вызывает сомнений только то, что если для них верность «единственно правильному» либеральному учению и его «пророку» МВФ окажется главной, то их ждут разные проблемы.
А вот Мишустин как раз продемонстрировал, что он к переходу к новой модели готов. Получится ли - это вопрос отдельный, но то, что такой переход должен вскорости состояться из приведённых цитат следует практически однозначно.
Источник