О заблудившихся детях. Подробный рассказ об этой стороне ориентирования.

Dec 05, 2021 15:51

Речь о спортивном ориентировании, но как актуально в сегодняшней жизни, правда? И не только для детей.



Впервые такое явление (заблудившиеся дети) появилось в 90-х годах и сначала, к сожалению, не было принято всерьёз, усиленно замалчивалось тренерами(!), и потому дошло до трагедии (гибель заблудившихся участников).


Лишь после этого оно было изучено: привлечены специалисты, определены причины появления этой беды, намечены пути устранения. К сожалению, и тогда не все тренеры сразу восприняли необходимость действий по устранению этого явления, поэтому трагедии исчезли не сразу. И в последующие годы периодически возвращались.

Что происходит.

Ориентировщик на дистанции, чаще ребёнок, вдруг перестаёт понимать, где находится. Он теперь "один в незнакомом лесу". При этом он вроде бы заранее обучен действиям в таких ситуациях - ему "вдолбили" аварийный азимут и ограничивающие ориентиры.

Но вместо того, чтобы выйти из леса, он:

- или останавливается и сидит на одном месте многие часы, до прихода спасателей (иногда они, к сожалению, не успевали до трагедии);

- или бежит куда-то, пересекая шоссейные и железные дороги(!), и его буквально ловят, иногда на вторые-третьи сутки, за десятки километров от места соревнований.

После прихода спасателей бывшие заблудившиеся, неспособные пройти несколько метров, "вдруг" оживают и спокойно идут со спасателями многие километры. И все они, оказывается, прекрасно помнят про аварийный азимут и подробно объясняют, что они должны были делать вместо того, чтобы "сидеть под ёлочкой" или "бежать сломя голову".

Причина.

Причина - чисто психологическая. Поведение человека, особенно ребёнка, чаще всего определяется не им самим как личностью, а его социальной ролью в обществе - "ученик в школе", "сын дома", «послушный гражданин»...

Есть также роль "участник соревнований по ориентированию". Все эти роли человеку знакомы, он знает, как надо себя вести, знает, что такое аварийный азимут, умеет уверенно пользоваться компасом, знает, как читать карту и т.д....

Если человек воспитан в семье и школе как самостоятельная личность, умеющая решать, как поступить в разных необычных случаях; если он способен брать на себя ответственность за свои действия, то он готов на самостоятельные действия и в необычной ситуации, например: "один в незнакомом лесу".

Если же человек в жизни обставлен законами и запретами, поле для самостоятельных поступков у него сужено, - то в необычной ситуации, например, "один в незнакомом лесу", он не способен на разумные действия и его поведение определяется врождёнными особенностями психики. Он или "прячет голову под крыло", или "бежит от опасности".

Происходит как бы подмена личности, - знания и навыки "человека разумного" у потерявшегося отсутствуют, его действиями руководят инстинкты.

Важно:
знаний аварийного азимута у него просто нет, они остались у "участника соревнований".

Предрасположенность.

В советские времена в детях воспитывалась относительная самостоятельность, как в семье, так и в школе, и в пионерских лагерях. На уроках и экзаменах надо было самостоятельно решать задачи, а не выбирать из нескольких готовых ответов.

В школе и в пионерских лагерях были игры в незнакомом лесу - "зарница", "встреча рассвета", туристические походы. Как следствие, трагедий на соревнованиях по ориентированию не случалось.

В настоящее время люди - и взрослые, и дети, - обставлены государственными запретами через камеры слежения, электронные копии человека, надзирающие органы.

Человек не может сам решить, что ему здесь можно немного превысить скорость; тренер не может без кучи документов вывезти детей на соревнования; ребёнок не может дать собственное решение задачи... При любом самостоятельном поступке последует наказание от государства - штраф, увольнение, двойка...

Что делать.

Приучать детей к самостоятельности, как в обыденной жизни, так и к выполнению задач в незнакомом лесу - походами, поочерёдным самостоятельным ведением группы без подробной карты, самостоятельным поиском пути на незнакомой местности...

Тренерам сейчас это сделать гораздо труднее, чем раньше, - слишком много бумаг надо оформлять. Надежда больше на родителей. То есть дополнительная задача тренеров - умело им это объяснить...

Источник

Советы родителям, Воспитание детей

Previous post Next post
Up