Севастопольский родительский комитет по спасению очного образования, созданный при содействии регионального отделения общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), начал сбор подписей жителей города под открытым письмом к губернатору Севастополя Михаилу Развожаеву.
Горожане требуют остановить цифровизацию образования и прекратить под предлогом борьбы с COVID-19 введение дистанционного обучения в севастопольских школах, вузах и учреждениях дополнительного образования.
Открытое письмо жителей Севастополя губернатору Севастополя Михаилу Развожаеву по вопросу дистанционного обучения.
Уважаемый Михаил Владимирович!
Мы, нижеподписавшиеся граждане РФ, жители города Севастополя, неся ответственность за жизнь и здоровье своих детей, заинтересованы в их всестороннем развитии, в том числе в получении ими полноценного качественного образования.
Мы обеспокоены и возмущены тем, что Вы своим распоряжением от 17 августа 2020 года № 96-РП «О цифровой трансформации образовательной системы города Севастополя», принятой «дорожной картой» и концепцией по внедрению целевой модели ЦОС в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях города Севастополя на 2020-2024 годы, а также своим указом от 12 октября 2021 года № 78-УГ «О внесении изменений в Указ Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 № 14-ОГ „О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности“» лишаете наших детей их права на получение полноценного образования.
Мы не менее встревожены тем, что директор Департамента образования и науки города Севастополя, член Правительства города Севастополя Богомолова Е.Н., ссылаясь на Ваши вышеперечисленные указы, своим распоряжением от 29 октября 2021 года № 27-Р «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих общеобразовательные дополнительные программы образования, с использованием элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории города Севастополя» лишает наших детей возможности всесторонне развиваться, в том числе физически, переведя все учреждения дополнительного образования, включая спортивные секции, кружки, музыкальные и художественные школы, детские творческие коллективы и ансамбли, Станцию юных техников, Малую академию наук, «Кванториум» и многие другие организации дополнительного образования на дистанционную форму обучения до 1 декабря 2021 года.
Большую обеспокоенность севастопольских родителей и педагогов вызвала также прошлогодняя тенденция продления школьных каникул из-за пандемии коронавируса. Так, в прошлом году осенние каникулы в Севастополе длились 15 дней вместо семи, зимние каникулы - почти месяц, весенние каникулы также были продлены на неделю, а в мае объявили дополнительные выходные в честь майских праздников.
При этом учебные планы никак не корректировались (вернее корректировались только на бумаге, а по факту пропущенные часы никак не отрабатывались, а тот материал, который не успевали пройти на уроках, ученикам необходимо было осваивать дома самостоятельно). При этом даже на протяжении учебного периода отдельные классы севастопольских школ переводились на дистанционное обучение под предлогом борьбы с коронавирусом.
В этом учебном году, когда мы столкнулись с очередной волной коронавируса, подобная практика продления каникул продолжила активно применяться. Так, осенние каникулы в школах продлились три недели, вместо положенной одной. Вузы были частично переведены на дистанционное обучение ещё раньше, и с 8 ноября продолжили обучение студентов в смешанном формате - в очном формате сохранились только практические занятия и занятия по физической культуре.
Теперь в Севастополе, да и в других регионах России, перевод учащихся на дистанционное обучение происходит не только из-за пандемии коронавируса. В этом году власти регионов позволяют себе переводить как отдельные классы, так и школы на дистанционный образовательный формат уже по причине роста заболеваемости ОРВИ и гриппом.
Так, в Севастополе в сентябре текущего года 35 классов было переведено на дистанционную форму обучения. Из них из-за COVID-19 на дистанционное обучение отправили 13 классов в 11 школах, а из-за ОРВИ - в 13 школах 22 класса.
Данные ограничительные меры были введены и продолжают действовать под предлогом борьбы с распространением COVID-19 на территории нашего города. Мы считаем, что они нарушают Конституцию Российской Федерации, поскольку ограничивают права и свободы наших детей. Согласно второй статьи Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
При этом «права и свободы человека, гражданина являются непосредственно действующими» не требуют никаких дополнительных указов, законов и постановлений, и они не могут быть отменены и ограничены никакими указами, законами и постановлениями.
Именно права и свободы человека - главное, что должно защищать государство. Любое умаление прав человека, чем бы оно ни было мотивировано, - это прямое нарушение Конституции и преступление против конституционного строя Российской Федерации.
Мы считаем, данные ограничения нарушают и шестую статью Конституции, согласно которой каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Кроме того, наши дети вынуждены сидеть дома, прекратив общение со своими сверстниками. Они также вынуждены учиться плавать, играть в теннис и заниматься другими видами спорта, танцевать петь, играть в шахматы, рисовать, конструировать, играть на музыкальных инструментах удалённо, что фактически невозможно переложить на реальную практику.
Это приводит к недопустимому сокращению физической активности детей, которую они могут восполнить лишь бесцельными прогулками по улицам, а также к длительному времяпрепровождению детей у экранов компьютеров или гаджетов.
По словам врачей, дети переносят коронавирус бессимптомно, либо в лёгкой форме, поскольку обладают сильным иммунитетом, который формируется, в том числе благодаря физическим нагрузкам и регулярным спортивным занятиям.
А постоянное пребывание в закрытом пространстве без физической активности, по словам медиков, приводит к снижению иммунитета любого человека, в том числе и иммунитета ребёнка, что в свою очередь приводит к более тяжёлой форме протекания любой болезни, в том числе и COVID-19. Не потому ли в последнее время мы всё чаще слышим об участившихся случаях более тяжёлого протекания этой болезни у несовершеннолетних?
Результаты масштабного исследования здоровья российских школьников, находившихся на дистанционном обучении в период пандемии коронавируса, проведённого группой учёных из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, показали, что с использованием дистанционного образовательного формата резко выросли и вышли на первое место отклонения в области нервно-психической сферы. У 83,8% выявлены неблагополучные психические реакции пограничного уровня. Только 13,4% школьников смогли адаптироваться к условиям дистанционного обучения.
Помимо этого, отмечается и нарушение физического здоровья. Более чем у 30% опрошенных возникли проблемы со зрением, ещё у 4% появились боли в запястье от длительной работы с мышкой, распространённость депрессивных проявлений составила 42,2%, астенических состояний - 41,6%, обсессивно-фобические состояния можно предположить у 37,2% респондентов, гиперкинетические реакции - у 29,2%, синдром головных болей - у 26,8%, нарушения сна - у 55,8%, каждый пятый школьник (21,2%) указал, что самоизоляция невыносима, у 30,7% опрошенных отмечаются признаки компьютерного зрительного синдрома.
Другие авторитетные исследования показали следующее:
- обучение письму цифровым способом отрицательно сказывается на способности к чтению как у взрослых, так и у детей;
- при цифровом способе работы с информацией снижается память;
- пассивное цифровое обучение снижает скорость и качество совершения мыслительных операций;
- процесс взаимодействия с цифровыми носителями приводит к нарушению внимания;
- интерактивная цифровая форма подачи материала приводит к снижению воображения и отвлекает от глубокого понимания самой сути изучаемого;
- пассивное и опосредованное взаимодействие с объектом снижает мотивацию к этому самому взаимодействию, в данном случае - к учёбе;
- виртуальный контакт приводит к тому, что знания усваиваются более поверхностно;
- общение через экраны препятствует приобретению навыков общения, необходимых для жизни в социуме;
- активное использование виртуальных социальных сетей оборачивается сужением круга общения в реальности;
- Многозадачность используемых гаджетов приводит к развитию стресса и депрессии;
- Обучение с использованием цифровых технологий может привести к развитию интернет-зависимости, признанной учёными и медиками психическим заболеванием;
- Цифровое обучение тормозит развитие детей, искажает его, разрушает как когнитивную, так и эмоциональную сферу ребёнка.
В этой связи возникает вопрос: «Какие последствия станут для детей более тяжёлыми - легко перенести коронавирус либо получить неврозы, фобии и другие психические проблемы из-за незаконного ограничения их свобод?»
Обучение - это не только процесс трансляции информации. Это передача знаний от человека к человеку. И мёртвой цифре в этом процессе места нет.
Исходя из вышеизложенного, мы, нижеподписавшиеся граждане Российской Федерации, жители Севастополя, требуем:
1. Остановить эксперимент по внедрению Цифровой образовательной среды (ЦОС) в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях города Севастополя.
2. Позволить нашим детям посещать очные занятия в учреждениях дополнительного образования Севастополя.
3. Прекратить порочную практику продления «каникул» и перевода школ, профессиональных образовательных организаций, вузов и учреждений дополнительного образования Севастополя на дистанционное обучение под предлогом борьбы с COVID-19.
4. Приостановить использование цифровых средств в образовательном процессе до проведения масштабных всесторонних исследований, выявляющих уровень эффективности цифровых технологий и их степень их разрушительного воздействия на развитие детей.
5. Обеспечить конституционное право на получение общедоступного качественного бесплатного классического образования.
Источник