Случай с Диккенсом.
Жёлтые облака над Феодосией. Они кажутся древними, средневековыми. Жара. Прибой гремит жестянками. Мальчишки сидят на старой акации и набивают рот сухими сладкими цветами. Далеко над морем поднимается прозрачная струя дыма - идёт из Одессы теплоход.
Мрачный рыбак, подпоясанный обрывком сети, сидит и сплёвывает в воду - ему скучно. Рядом с рыбаком на берегу сидит мальчик и читает книгу. «Дай, пацан, поглядеть, что такое за книга», - хрипло просит рыбак. Мальчик робко протягивает книгу. Рыбак начинает читать.
Он читает пять минут, десять, он сопит от увлечения и говорит: «Вот это завинчено, убей меня бог!». Мальчик ждёт.
Рыбак читает уже полчаса. Облака переменились на небе местами, мальчишки уже объели одну акацию и полезли на другую. Рыбак читает.
Мальчик смотрит на него с тревогой. Проходит час. «Дядя, - шёпотом говорит мальчик, - мне надо домой». - «До мамы?» - не глядя на него, спрашивает рыбак. «До мамы», - отвечает мальчик.
«Успеешь до мамы», - сердито говорит рыбак. Мальчик замолкает.
Рыбак с шумом перелистывает страницы, глотает слюну. Проходит полтора часа. Мальчик начинает тихо плакать. Теплоход уже подходит к порту и гудит небрежно и величаво. Рыбак читает. Мальчик плачет уже не скрываясь, слёзы текут по его дрожащим щекам.
Рыбак ничего не видит. Старый пристанский сторож кричит ему: «Петя, чего ты мучаешь ребёнка! Отдай книгу, имей каплю совести». Рыбак удивлённо смотрит на мальчика, бросает ему книгу, плюёт, говорит с сердцем: «На, собственник, базарная душа, подавись той книгой!». Мальчик хватает книгу и бежит по раскалённому портовому спуску.
«Что это была за книга?» - спрашиваю я рыбака. «Та Диккенс, - говорит он с досадой, - Такой прилипчивый писатель - как смола!».
***
К. Паустовский. Собрание сочинений в восьми томах.
Издательство «Художественная литература». Москва, 1970 год. 8 том, стр. 12.