Перед государством стояла непростая задача: в сложных социально-экономических условиях создать систему всеобщего начального образования. Совсем недавно завершилась Гражданская война. Однако медлить Наркомпрос не намеревался.
Постановление гласило: «В первую очередь всеобщее обучение должно быть проведено в тех областях и губерниях, где это окажется возможным по состоянию местного бюджета и школьной сети, а также плотности населения. Принять меры к тому, чтобы к десятилетию Октябрьской Революции была обеспечена общедоступность школ первой ступени при условии добровольного посещения её, а в следующие годы было осуществлено всеобщее начальное обучение».
В документе говорилось и о подготовке педагогических кадров, и о ссудах на строительство и ремонт школьных зданий. Так реализовалось одно из наиболее успешных начинаний того времени.
**************
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашёл поддержки на общегосударственном уровне. Первая общероссийская перепись населения, состоявшаяся в 1897-году, показала, что грамотными являлись 26 с половиной миллионов человек из 125 миллионов поданных империи - это чуть больше 20%.
Среди мужчин грамотных было почти 30%, среди женщин - только около 13%. Значительный разрыв существовал между городским и сельским населением. Если в городах 45 процентов жителей являлись грамотными, то в селах и деревнях - всего 17 процентов.
Для Советской власти повышение образовательного уровня населения стало одной из центральных задач. В октябре 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет утвердил Положение «о единой трудовой школе», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от восьми до 17 лет.
В 1923 году Совет народных комиссаров принял решение приступить к разработке плана всеобщего образования. А в конце августа 1925-го Всероссийский центральный исполнительный комитет определил ввести всеобщее начальное образование до 1933 учебного года. К этому сроку начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно.
Затем наступила очередь обязательного семилетнего обучения.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 процентам. К началу 40-х годов ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Хотя работы по ликвидации безграмотности велись в Советском Союзе до конца 60-х.
Источник