Между человеческим разумом и искусственным интеллектом существует фундаментальное различие, заявил философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян.
Машинное обучение
«Формула существования искусственного интеллекта - она от тех отцов, которые только начинали им заниматься: Джон фон Нейман, Норберт Винер и дальше: „это очень быстрый и очень точный дурак“», - отметил политолог.
Кургинян привёл базовое положение, на которое опирались создатели искусственного интеллекта, назвав его «грубоватым», но при этом очень верным.
Фундаментальное отличие искусственного интеллекта от человеческого находится «на уровне того скромного понятия, которое называется метафора и научное творчество». Искусственный интеллект не способен создавать метафоры и творчески их осмысливать.
«Все языки, на которых машины говорят и будут говорить когда бы то ни было - формализованные языки, даже со стохастическими вариантами. Это языки, лишённые метафоричности», - подчеркнул он.
Философ предложил порассуждать, каким образом искусственный интеллект будет анализировать поэму Маяковского «Хорошо!».
И я,
как весну человечества,
рождённую в трудах и в бою,
пою моё отечество,
республику мою!
«Машина смотрит: весна, человечество; весна - это время года, человечество - это совершенно другое, у него не может быть времени года. Она растеряна», - пояснил политолог.
Такие фундаментальные понятия как язык, логос, метафора позволяют человечеству развивать в себе творческое начало, быть свободным от избытка рациональности.
«Человеческий язык не имеет никакого отношения к машинам и не будет никогда к ним сводиться. Потому, что вся сфера неформальности, свободы и всего остального находится в этом [человеческом] языке. Значит, как только мы начинаем обоготворять машину, мы переходим в так называемое царство количества - царство цифры», - заявил аналитик, подчеркнув, что альтернативой цифре всегда было слово.
«Отказ от человечества слова и переход к человечеству цифры - смертелен». «Никакой моралью вы его не сдержите! Либо смерть человечества, либо антропоцентрическое развитие, в котором, конечно, будут использоваться и такие машины, и следующие, и другие», - резюмировал Кургинян.
Источник