Гармоничное развитие детей, начавших обучение в школе.

Sep 09, 2020 21:08

Это материалы о характерных возрастных особенностях детей младшего школьного возраста. Понятно, что содействовать развитию ребёнка, имея какие-то элементарные представления о нём, совсем не то, что действовать интуитивно. Начну с самого начала.


Каждый малыш - неповторимая личность со  своим внутренним миром, своими интересами, своими способностями и возможностями.
Основное дело семьи и школы на этом переходном этапе - так организовать педагогический процесс, чтобы ребёнок с радостью ходил в школу и хорошо учился.  Взрослые должны помочь первокласснику:

1. адаптироваться к новым социальным условиям;
2.  научить их получать радость от интеллектуального труда;
3.  сформировать положительное  отношение к самому процессу обучения.



Главное условие для достижения этих целей: требования, предъявляемые к ученикам 1 класса, и сложность программного содержания должны соответствовать уровню развития познавательных процессов детей семи лет.


Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном*, речевом и моторном развитии детей от 5 до 7 лет происходит множество важных изменений, поэтому  в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало систематического обучения.

В период от 6 до 8 лет происходит стремительный рост мозга ребёнка, который к 9 годам достигает 90% от величины мозга взрослого.

Активно развиваются лобные доли, ответственные за мышление и сознание. В этом возрасте более явным становится доминирование одного из полушарий.

Эти физиологические изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере (восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении).

Особенности восприятия у первоклассников.



Обычно различные виды восприятия комбинируются, превращаясь в сложные виды.

В этом возрасте систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности. Их  восприятие сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, испытывают сложности в вычленении деталей. Для полноценного восприятия свойств им необходима возможность практически оперировать с объектами.

Особенности мышления.
К 7 годам первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала.





Детей можно научить делать простые умозаключения, развить способность мысленно выйти за пределы ситуации данного момента. Но при этом мышление детей ещё сохраняет многие черты незрелости, что необходимо учитывать при освоении ими нового материала.

Преобладающим остается наглядно-действенное мышление, следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.

У первоклассников ещё не выработаны навыки элементарного анализа, поэтому та информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.

Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребёнка пользоваться правилами по каким-либо учебным предметам, нужно проверить, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к которым применяется это правило.

Память.
Память - самая долговечная из наших способностей.
Память придаёт направленность времени.
Лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения.

Ведущим типом памяти первоклассников остаётся непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).


Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек.

На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала.

В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.

Особенности внимания.
В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребёнку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.


Учащиеся первых классов не могут сохранять активное внимание более десяти минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.

Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (родителя), т.е. пассивном восприятии ими информации.

Временной предел в этом виде деятельности - пять минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.

Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объём их внимания ещё очень невелик - всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы - пошаговое управление, предъявление коротких и чётких инструкций. Например:

“Графический диктант”

Инструкция: “Сейчас мы будем рисовать узор по клеточкам.





Чтобы он получился красивым и аккуратным, нужно внимательно слушать, что я буду говорить и, не отрывая карандаш от бумаги, проводить линии. Поставьте карандаш, слушайте внимательно, не отвлекайтесь, повторять не буду.  Начали: одна клеточка вверх, одна вправо, три вверх, одна влево, одна вверх, две вправо, одна вверх, одна вправо, три вниз, две вправо, одна вверх, одна вправо, четыре вниз, две влево, одна вверх, одна вправо, одна вверх, три влево, две вниз, две влево. Закончили. Получилось? На что это похоже?”.

При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно.  Эта проблема актуальна на уроках, т.к. отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. В таких ситуациях необходимо чётко фиксировать начало и конец задания, используя приёмы синхронизации темпа работы в классе.

Особенности воображения.
Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребёнка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании.


Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников ещё недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного использования, например, наглядного материала.

Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.

Надеюсь, что сведения, почерпнутые в данной заметке, помогут вам подойти к организации интеллектуального развития ваших детей вооружёнными не только творческой активностью, но и научными знаниями, что обязательно сделает ваше общение лёгким и радостным.
_________________________

*Когнитивные (психические) возможности являются высшими функциями мозга, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком.

Возрастные особенности первоклассников, Образование

Previous post Next post
Up