Какие идеалы воплощал СССР, или что мы на самом деле потеряли.

Jul 07, 2020 13:52


«Сотри случайные черты - И ты увидишь: мир прекрасен».
/Александр Блок/

Высокий уровень социального обеспечения народа и  его великие свершения были результатом яростного желания реализовать великую мечту, которая составляла суть СССР.  Недостатки и «перекосы» есть в любых проектах и социальных системах, потому  что осуществление высокой мечты в жизни всегда носит несовершенный характер.



Евгений Соловьёв. На новые трудовые подвиги! 1959

Хуже ли, лучше ли осуществлял СССР своё предназначение, какие были дома, какие автомобили и шубы - всё это вторично по сравнению с самим предназначением и с тем, что СССР его реально осуществлял.


«Сотри случайные черты - И ты увидишь: мир прекрасен», - говорил Александр Блок. Так какой же мир строил СССР и, что реально потеряло человечество после его краха?

Пристальное вглядывание в советский проект и стирание с него «случайных черт» показывают, что СССР реализовывал древнейшие чаяния западного человечества, которые наиболее масштабно и открыто выразило христианство - право каждого человека на труд и любовь.



Василий Перов. Трудовое семейство. (Эскиз)

Обычный человек должен уметь любить и работать. Право же каждого на две эти фундаментальные вещи, причём именно в соответствии с их христианским пониманием, впервые в человеческой истории было осуществлено  в Советском Союзе. Именно реализация этого качества жизни, позволяющего каждому любить и работать, по-настоящему должна была бы впечатлять в советском проекте.

В СССР было реализовано право на любовь, как она понималась именно в христианской культуре. Более того, право на добровольное, любовное соединение мужчины и женщины в браке тоже было реализовано только в СССР.

Ибо институт семьи в традиционном обществе не учитывал любви как фактора. То же самое касалось и аристократии, ибо её уделом было господство, а не любовь. Что же касается буржуазной семьи, то она создавалась для накопления богатства и передачи его по наследству. Поэтому, только модель советской семьи, впервые в истории стала учитывать любовь как фактор.

Что же касается труда, то, хотя люди трудились во все времена, нужно учитывать, что настоящим трудом может быть признан только такой труд, который направлен на изменение действительности.

А такое понимание труда среди древних представлений найти не просто, и находим мы его, опять же, в христианстве. Вот что об этом пишет выдающийся философ, культуролог и протестантский пастор Пауль Тиллих в своей «Теологии культуры»:

"Там, где господствует символ Царства Божьего, история - не только сцена, на которой решаются судьбы людей, но и движение, в котором созидается новое и которое стремится к абсолютно новому, выражаемому в символе «нового неба и новой земли»".

"…Такое понимание истории означает, что символ Царства Божьего имеет революционный характер. Христианство, если оно сохраняет верность этому символу, демонстрирует революционную силу, направленную на радикальное преобразование общества".

Консервативные тенденции официальных церквей никогда не могли полностью подавить революционный элемент, содержащийся в символе Царства Божьего, и большинство революционных движений на Западе - либерализм, демократия, социализм - сознательно или бессознательно его усвоили».

А кто ещё говорил кроме христиан о «революционной силе, направленной на радикальное преобразование общества»? Карл Маркс! Как бы ни странны и витиеваты были пути от христианства к светскому Марксу, но необходимо признать, что марксистская модель труда вполне соответствует «Книге Бытия», в которой говорится о том, как Бог творит во времени и оценивает результаты дел рук своих.

И именно такой труд воспевался в СССР, который собрал многие народы для того, чтобы они совместно строили коммунизм. Об этом в поэме «Хорошо» писал Владимир Маяковский:

«Дяденька, что вы делаете тут, столько больших дяде́й?»-
Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей».
И далее:

«Моя фамилия в поэтической рубрике.
Радуюсь я - это мой труд вливается в труд моей республики».

С крахом СССР мы потеряли «труд республики», и теперь труд каждого никуда более не «вливается». Или, если говорить грубо и откровенно, с утратой СССР мы утратили возможность менять мир. Мы можем получать зарплату, пилить бюджеты, получать откаты, но мы не можем менять реальность.

А наличие такой возможности, по Марксу, соединяет человека с его родовой сущностью, то есть делает его человеком в полном смысле слова. То есть без СССР в каком-то смысле мы утратили возможность быть людьми, то есть теми, кто меняет реальность.

Но даже в «нормальном», а не бандитском, как в современной России, капитализме никто не говорил об изменении реальности, а говорилось о накоплении капитала, росте технической мощи, воле к власти и доминированию.

Любовь, адресующую «к почтенному институту брака»  и труд, направленный на изменение реальности, провозгласило христианство. А потом на практике это было реализовано в СССР.

Когда же он рухнул, мы лишились не только «социальных гарантий» и прочего, о чём так часто, потерявши голову, теперь вспоминают, но и права на труд и любовь в их западном, христианском понимании.

А с утратой этих прав мы начинаем терять определённый тип человека. Когда же этот тип исчезнет совсем, в полные права войдут соответствующие властные модели управления, при которых никто уже не будет вспоминать ни о каких «свободе, равенстве и братстве», даже в их буржуазном понимании.

Данила Уськов
Читать полностью

Идеалы, Христианство, СССР

Previous post Next post
Up