Вехи речевого становления

Jul 02, 2020 15:21



"Мысль без языка или какого-либо другого воплощения, невозможна. То, что мы привыкли называть мыслью, есть только оборотная сторона монеты, лицевая сторона которой есть членораздельный звук". /Ф. М. Мюллер/

Влияние гаджетов на речевое развитие детей. Часть I.



Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребёнка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию ими едва ли не с пелёнок? Если рассматривать проблему  по порядку, то начать нужно с внутриутробного развития плода.

Формирование слухового аппарата завершается к 24 неделе развития; до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела. Поэтому в первую очередь он «ощущает» звуки голоса мамы: они проводятся в виде вибраций тканей её организма и околоплодных вод. При этом слова, обращённые к плоду, мужу, коллегам или ещё кому-то, будут ощущаться малышом абсолютно одинаково.

Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни, кроха уже слышит в обычном для нас понимании этого слова; теперь он обладает способностью различать разницу в интонации - обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы. Поэтому, родившись, малыш «узнаёт» по интонации маму,  папу или бабушку.  Это происходит при условии, что близкие ребёнку люди в период его внутриутробного развития просто разговаривают друг с другом.

Современная мама молчит, она сама в сети, а с бабушками всё сложнее и сложнее, молодые семьи в основном живут отдельно.  Вечером придёт папа с работы, поест и тоже уйдёт в виртуальный мир. Таким образом, ребёнок обделён общением ещё не родившись. Давайте  сравним  раннее развитие ребёнка недавнего прошлого и настоящего, учитывая, что раннее развитие целиком связано и с речевым развитием.

От 0 до 1,5 лет

Было.

Ребёнок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Он ползает по комнате, стукается обо всё, обрушивает на себя гору выглаженного белья, пытается поймать кошку, потом рыдает, что она царапается, его успокаивают, берут на руки, рассказывают небылицы, целуют место, где больно. Одним словом, проявляют внимание, сочувствие, происходит взаимодействие взрослого и ребёнка.

Основное значение довербального (дословесного) этапа в развитии речи ребёнка состоит в том, что в это время складываются условия для понимания речи, они научаются выделять среди всех звуков именно звуки человеческой речи, в этот период нарастает чувствительность к тем характеристикам речевых звуков, которые формируют понимание значения слова.

Теперь.

Разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени и масса тревоги. Поэтому ребёнок
в основном пристёгнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору, и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, окурки, животные.

В современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, «развивалки» и «отвлекалки». Всё для того, чтобы не дать ребёнку самостоятельно исследовать окружающий мир.

Но чтобы гармонично развиваться, ребёнку необходимо бегать, карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать, то есть самостоятельно исследовать мир, приобретая бесценный опыт.

Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Поэтому, как только ребёнок вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается старый телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребёнок занят, и у мамы есть полчаса для себя.

Ещё мы практически поголовно пересели на машины. Ребёнку в машине скучно. Он капризничает, пытается вырваться из кресла, к которому намертво пристёгнут. Чтобы родитель не отвлекался от вождения и из соображений безопасности ребёнку вручается гаджет.

В очереди в детскую поликлинику, в метро, в электричке, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребёнка, или не хотят напрягаться - электронный друг выручит везде!

От 1,5 до 3 лет

Было.

Ребёнок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается в песочнице, кидается песком, падает и встаёт, пытается поймать бездомную собачку, находит мёртвую птичку, и всё время находится в контакте; либо с родителями, либо с такими же малышами. Происходит активное общение - речевое, тактильное, эмоциональное …

Первый, второй и третий год жизни ребенка - это так называемый сензитивный, то есть наиболее эффективный для развития речи период. Это период, когда развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями.

Теперь.

Пристёгнут, больше времени проводит с гаджетом, так как игры, которые освоил ребёнок стали сложнее, у него уже сформировалась экранная зависимость. Ребёнка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет.

В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают довербальный уровень активности и фиксируют ребёнка на нём. Этот довербальный мир образов становится очень ценным, ребёнок начинает предпочитать его всем остальным способам функционирования.

от 3 до 5 лет

Было.

Гуляет во дворе или на площадке, помогает папе чинить машину, чинить полки или табуретку, помогает маме в субботу мыть пол, выбивать ковёр на снегу. Ездит с родителями на дачу на четырёх видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…

А если повезёт, и ребёнка оставят на пару недель у бабушки в деревне: побегает за цыплятами, подружится с собакой, поможет бабушке на огороде, с местными ребятами облазает всю округу и получит столько впечатлений, что хватит до следующего приезда.

Теперь.

Смотрит мультики, играет с гаджетами, гуляет под присмотром мамы, ходит на развивающие игры в центр «Развития», ходит на занятия к логопеду. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.
 ---
По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов
в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей.

В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.

На этом надо завершить разговор о вехах речевого становления наших детей, так как к 5 годам устная речь должна быть сформирована.

К 5-6 годам сензитивный, то есть наиболее благоприятный период заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребёнок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится. Учёные утверждают, что 70 % информации о мире дети добывают до 5 лет. Остальные 30 % добирают за всю оставшуюся жизнь.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Эмма Сантриковна Агопян
Продолжение следует.

По материалам источника

Дети, Речевое развитие

Previous post Next post
Up