Как приохотить ребёнка к чтению? Как помочь начать читать? Как, наконец, заставить ребёнка взять в руки книгу?
Проблема системная. «Легко ломать, да трудно строить». Рассмотрим два уровня - житейский и социально-психологический.
1. На обыденном уровне всё просто.
Новых рецептов нет. Инновации тут бессильны. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский и Антон Семёнович Макаренко отмечали «решающую силу привычки» в воспитании. Волшебная сила постоянства, «структур повседневности», «вода камень точит»… Размеренный, дисциплинированный, спокойный (без надрыва и метаний), целеустремлённый быт…
2. И «культ книги» (Василий Александрович Сухомлинский), книга (хорошая, классическая) на пьедестале, в ореоле почитания, поклонения.
Папа с книгой. Мама с книгой. Лучший подарок - книга. Традиции семейного чтения. Обсуждение прочитанного. Теле- и радиоспектакли вместо пивной рекламы. Библиотека вместо игрового зала. И время не упустить. Самый «откликающийся», сензитивный возраст - 5 - 9 лет.
Вложения окупятся сторицей - душевным контактом с ребёнком, искренней любовью обернутся.
Прочитанные книги - «спящие богатыри» (Василий Александрович Сухомлинский), они изнутри, из субъектности дитяти, будут помогать, защищать, поддерживать, по жизни вести.
В книгах - душа народа, во дни грядущих испытаний нам и нашим детям как никогда нужна будет опора, стержень, оселок. Великая русская литература - бронепоезд духа, до поры стоящий под парами на запасном пути. Но, слышите, раздаётся призывный гудок!!!
Вы скажете утопия, несбыточная мечта. «Легко сказать, да трудно сделать». Трудно, да надо. Обратимся к социально-психологическому и даже идеологическому уровню анализа проблемы.
Чтение - это не бессмысленный, гипнотический, сомнамбулический перебор телепрограмм. Чтение - не компьютерный серфинг. До чтения ещё надо дорасти, добежать, подняться.
Чтение требует концентрации сосредоточенного внимания, произвольности, волевого усилия, активизации воображения и фантазии. Серьёзное чтение не «развлекалово», а работа души. Чтение - это ТРУД. Прежде чем труд чтения превратиться в хлеб насущный для нашей души, в неутомляемую, самовоспроизводящуюся, сладчайшую потребность… Семь потов должно сойти.
А вот тут-то, чёртик из табакерки выскакивает, и хохочет. Увы, в постмодернистском обществе труд не в чести.
Комфорт, успех любой ценой, гедонизм, поиск удовольствий и острых ощущений, эффективность, понимаемая как «поменьше отдавать, побольше получать». Расслабленное состояние. Всё понарошку. «Живи - играй». «Не парься, не грузись». Не случайно молодёжь сегодня воспринимает чтение, как «напряг», обременение, нечто свойственное для одной из маргинальных групп - «ботанов», «ботаников».
Что же делать?
Понять, что «беременность сама не рассосётся», что так, вдруг дети читать не начнут. Самоустранения государства, общества, различные имитационные обманки - дорога в ад. Без чтения - нет самой важной, мировоззренческой компоненты конкурентоспособности.
Историческое будущее имеет тот народ, дети которого читают. Читателя надо формировать, любовь к чтению проектировать. Надо на всех уровнях запускать деятельность по приучению ребёнка к чтению.
Вот только несколько самых очевидных, лежащих на поверхности действий:
1. Провести санацию, очищение телевидения для детей и подростков. Ввести жесточайшую педагогичскую цензуру информации. Юристы принимают законы, экономисты занимаются экономикой… Дай Бог.
Но почему в педагогику лезут непрофессионалы, почему учитель опущен ниже плинтуса, почему учителя снисходительно поучают все кому не лень, люди, никогда не стоявшие у доски.
Учитель - не менеджер, не урокодатель. Додумались, учителя литературы и того, записали в сферу услуг. Учитель - властитель дум. Учитель - «сеет разумное, доброе, вечное». Учителям надо вернуть себе достоинство, обрести голос, возглавить борьбу за умы и души детей.
Нужна защищённая, развивающая коммуникативно-знаковая среда. Взять фильмы, мультики, песни, созданные в СССР. Закупить лучшую классику народов мира. А то обрушили на ребёнка девятый вал противоречивой, неструктурированной информации.
Погрузили в интернет-порно-контент, загрузили социологической рекламой, рисующей жующих, жизнерадостных дебилов как образец для подражания, провозгласили с высоких трибун «воспитывать потребителя», и ещё удивляются, ба, дети не читают!
2. Прекратить третировать русский язык и литературу в школьных программах. В 1950 году на чтение, чистописание, русский язык в начальной школе отводилось 15 часов, сейчас от 3-х до 5-ти. Это позор и вредительство.
Важно ещё и качество литературы. Почему изымают, уменьшают часы на Шолохова, Маяковского, Фадеева, Горького… Кем заменяют? Зачем вводят невразумительные элективные курсы?
3. Вернуть сочинение как ГЛАВНЫЙ экзамен в гуманитарные ВУЗы, как инициацию, «тест» на зрелость, взрослость. У ЕГЭ должна быть альтернатива!!! Почему, если у нас демократия, НИКАК не учитывается мнение большей части народа? Мы выполняем чей-то политический заказ? Несём тяжкое бремя взятых на себя политиками обязательств?
И ещё, может, главное, сокровенное. Соскучился наш народ по большому, альтруистическому историческому делу. Духовное - превыше материального.
Взаимопомощь, братство людей - превыше пещерного индивидуализма. Человек рождён для счастья, мечты, борьбы, подвига. Долой теплохладность терпимости - толерантности к пороку, лжи, ненависти, злобе.
Очень надеюсь, что русская литература спохватится, очнётся от постмодернистского чёрного морока.
«Пора, красавица, проснись»! Вновь, как всегда воспой героев, подобных Тарасу Бульбе, Павке Корчагину, Алексею Мересьеву…
И там, на кромке горизонта, пусть их встретит Дон Кихот, и с песней они направятся навстречу солнцу, к своему читателю.
Автор: Михаил Телегин, доцент МГППУ,
руководитель сектора «Философия для детей»