1 часть 2 частьНовая ссылка
«Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественной натуры, исполинский взмах, демонский полёт, с небом гордая вражда - всё это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина». /В. Г. Белинский/.
В апреле 1840 года, когда вышел в свет «Герой нашего времени», Лермонтова приговорили к новой ссылке.
И вот снова потянулись тряские дороги, замелькали придорожные столбы и раскинулся бесконечный горизонт.
И снова Лермонтов наблюдал трагический контраст между блеском петербургских салонов и нищетой русских деревень. Всё яснее становилось ему, что его любовь к отчизне - в любви к народу, к демократической России. Об этом и говорит он в своём стихотворении
«Родина», образы которого зародились во время путешествия на Кавказ.
На Кавказе в кровопролитных боях Лермонтов проявлял большое мужество. Он, о котором в петербургских салонах говорили как о человеке высокомерном, желчном, насмешливом, читал в походной палатке боевым офицерам «Демона». И ещё долго после гибели Лермонтова боевые товарищи вспоминали его со слезами и уверяли, что характер поэта был полон деликатности, мягкости и юношеской горячности.
В 1941 году, в последний раз покидая столицу, Лермонтов заехал к писателю Владимиру Одоевскому. И тот подарил ему на прощание записную книжку в коричневом сафьяновом переплёте. На первой странице Одоевский написал: «Поэту Лермонтову даётся сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне её сам и всю исписанную».
Видимо, Лермонтов говорил, что им больше не придётся встретиться. Первые страницы поэт начал заполнять, очевидно, в пути. Экипаж трясло. Строки получались кривые и неразборчивые.
Лермонтов вписывал стихотворения, которые и сейчас помнят все, кто любит поэзию:
«Спор»,
«Сон»,
«Утёс»,
«Нет, не тебя так пылко я люблю».
После смерти Лермонтова эта книжка была возвращена бабушкой поэта Одоевскому. С волнением и печалью разбирал Одоевский строки:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья…
Это было последнее стихотворение
«Пророк».
Click to view
Дальше записи обрывались. Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым , которая произошла 27 июля 1841 года возле Пятигорска на склоне горы Машук, была обдуманным и тонко подстроенным убийством, нити которого тянулись к Зимнему дворцу в Петербург. (Теперь найдены документы, прямо свидетельствующие об этом). Наиболее проницательные ставили эту смерть в связь с гибелью Пушкина, Грибоедова и многих других передовых людей эпохи.
«Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественной натуры, исполинский взмах, демонский полёт, с небом гордая вражда - всё это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина». /В. Г. Белинский/.
Активный, героический дух поэзии Лермонтова, её лиризм, глубина мысли, тонкость психологического анализа, простота в сочетании с высоким совершенством формы, наконец, удивительная музыкальность его стиха и прозы - вот что ставит Лермонтова в ряд величайших писателей мира.