Стремлением проникнуть в тайну распада Советского Союза назвал писатель Александр Проханов спектакль «Крот» Сергея Кургиняна, премьера которого состоялась 5 октября в московском театре «На досках», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Евгений Евтушенко
Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
По мнению писателя, при распаде СССР «Царствие небесное» покинуло нашу Родину. А на его месте обосновались бесы, химеры, чёрные валькирии.
Читайте также:
Проханов: с распадом СССР Россия потеряла связь с «Царствием небесным» По словам Проханова, пьеса наполнена фантасмагорическими образами. Например, образ поэта-шестидесятника Евгения Евтушенко является «метафизическим символом» распада страны, «неверности» и «изуверства» по отношению к собственной стране и народу.
По мнению писателя, образы Евтушенко, Юрия Андропова, рассказ о смерти Петра Машерова, феноменология Михаила Горбачёва и его супруги - «всё это не персонажи, не герои, не характеры, не души и не судьбы. Всё это метафизические категории, которыми режиссёр и автор этой пьесы хотел хоть как-то объяснить эту величественную и ужасную тайну, когда Царствие небесное покидало нашу Родину».
Проханов обращает внимание, что вся эстетика пьесы, которая «демонстрирует движение, смещение тектонических платформ и разрушение кристаллов бытия», направлена на то, чтобы показать «таинственную и мистическую драму» распада Советского Союза.
Но при этом Проханов верит в возвращение «Царствия небесного» на нашу Родину.
«За пять секунд до апокалипсиса часы, которые показывают окончание времён, загадочным образом остановятся, и время пойдет вспять. И в этой тьме возникнет скважина, возникнет просвет, возникнет полынья, сквозь которую из тёмного небытия опять на нашу родину спустятся восхитительные крылатые существа, божественная субстанция русских времён», - заявил писатель.
Читайте также:
Представителям нашей творческой элиты надо было просто защитить свои советские фильмы, роли, стихотворения, пьесы, романы… Подавляющее большинство поступило диаметрально противоположным образом Напомним, главный герой пьесы «Крот» Сергея Кургиняна страстно желает остановить длящиеся более 25 лет разложение и регресс, властвующие на постсоветском пространстве после распада Советского Союза. Для этого он вынужден выявить те процессы, которые привели к перестройке, завершившейся концом страны, и найти путь к возрождению России.
Перед его мысленным взором проходят люди, которые являлись двигателями и проводниками этих губительных процессов. Один из действующих героев пьесы - поэт Евгений Евтушенко представлен «лидером общественного мнения» тех лет, собирательным образом творческой интеллигенции, которая появилась после хрущёвской оттепели.
Эта интеллигенция завоевала фактически безграничное доверие советского общества, а затем направила его энергию на разрушение своей страны. С тем, чтобы потом, привив обществу огромный комплекс вины за мнимые преступления предыдущих поколений, равнодушно оставить его голодать, перебиваться случайными заработками, погибать в горячих точках и терактах.
Обсуждая приход к власти Михаила Горбачёва, центральный персонаж пьесы вспоминает обстоятельства трагической гибели первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова, а также скоропостижную смерть члена Политбюро ЦК КПСС Фёдора Кулакова.
ИА Красная Весна