Педагогическая страничка - 3

Jun 29, 2015 22:52

Тэги Школа
Особенности детского внимания.
Внимание ребёнка - очень важная функция в обучении. Причём развивать эту функцию могут и родители. Поэтому я  расскажу о способах и методах подробно.


Прежде всего - что такое внимание? Внимание - это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость; сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Для изучения особенностей внимания детей в психологии используют ряд методов. При изучении, например, устойчивости внимания наиболее часто используют метод корректурной пробы.
Этот метод может применяться и при изучении других свойств внимания - распределения, переключения.
Ученикам предлагают в течение некоторого времени (от 3 до 15 минут) просматривать бланк с набором определённых знаков - букв, цифр и т. п. - и зачёркивать предложенным способом некоторые из них. При анализе результатов выделяют следующие показатели:
1. Показатель скорости. Это количество просмотренного в единицу времени материала (число строк, отдельных знаков).
2. Показатель точности. Это количество допущенных в то же время ошибок ( пропущенных знаков, неправильно зачёркнутых знаков).
3. Обобщённая оценка результатов работы.

При исследовании распределения внимания предлагается одновременно с вычёркиванием знаков  выполнять ещё одно задание (например, сосчитать звуки или слушать чтение текста для последующего его воспроизведения). Затем сопоставляется продуктивность работы при выполнении одного задания и при одновременном выполнении двух заданий.

Для изучения переключения внимания также используется ряд методов. Один из них - с помощью таблиц. Учащимся предлагают квадрат, на котором в случайном порядке (по мелким квадратикам) расположены различные знаки. Например, арабские и римские цифры. Учащемуся надо показать арабские цифры (от 1-25) в возрастающем порядке, а римские (от  XXV до I) - в убывающем  порядке. При использовании чёрно-красных таблиц учащийся называет число и цвет.

Отрицательную сторону внимания составляет рассеянность.
Под рассеянностью нередко понимают результат углубления в работу, в связи с чем учащийся не замечает окружающего, не слышит, например, обращённый к нему вопрос. Этот вид рассеянности нередко называют мнимой рассеянностью. Конечно, такое углубление допустимо, но лишь тогда, когда мы можем целиком отдаться одной деятельности. В жизни же часто бывает нужно, занимаясь каким-нибудь делом, следить и за изменениями окружающей обстановки, уметь распределять внимание.  И такая рассеянность затрудняет отношение ребёнка с окружающим миром.

Совсем другой вид рассеянности представляют собой те случаи, когда ученик не в состоянии ни на чём долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного вида (объекта, явления) к другому, ни на чём не задерживаясь. Такая рассеянность встречается довольно часто. Бороться с ней надо путём длительного воспитания всей личности ребёнка, в особенности его волевых качеств. Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нём и формируется. Особенно велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. 

Большую роль в привлечении и поддержании внимания детей на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свойства личности, имеет правильная организация учебного процесса.
Состояние внимания учеников определяется особенностями преподавания, зависит как от содержания материала, так и от его подачи. Живое, яркое эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного и доступного материала, особенно в младших классах, - важная форма управления непроизвольным вниманием,  условие внимательности детей на уроках.
Одна из основных причин невнимания - недостаточная умственная активность учеников. Постоянная мыслительная деятельность, поддерживаемая в младших классах и у подростков многообразными практическими действиями, имеет большое значение для организации внимания.
Однообразная, продолжительная, нетворческая работа ослабляет внимание, его концентрацию. Поэтому необходимо, особенно в младших классах, применять разнообразные виды и формы работы.

При этом следует учитывать, что длительное слуховое сосредоточение представляет значительно большую трудность по сравнению со зрительным. Определённое значение имеет и поддержание оптимального темпа урока. Темп проведения урока зависит от содержания материала, трудности или лёгкости его усвоения, возраста учеников. Чёткая организация начала урока, подготовленность класса и детей к уроку, в частности, организация их рабочих мест, также способствует установлению внимания.

Известно, что произвольное внимание связано с направленностью личности, поэтому решающее значение в его воспитании имеет формирование интересов, воспитание воли, приучение к систематическому дисциплинированному труду. Некоторые советские психологи понимают внимание как идеальное, сокращённое и автоматизированное действие контроля. В связи с этим стоят вопросы о возможности и необходимости его целенаправленного формирования.

Предполагается, что так называемая невнимательность школьников, проявляющаяся, например, в ошибках «не на правила» (пропуск букв и слов при списывании текста, знаков - при решении примеров и т. д.) связана с неполноценным формированием функции психологического контроля в условиях, когда он складывается стихийно как всякое свёрнутое автоматизированное умственное действие.
Действие контроля должно формироваться поэтапно.

Так при формировании у «невнимательных» детей действия контроля при списывании текста на первом этапе детям давали карточки с правилами проверки, то есть задавали полную ориентировку - основу действия. Например:
1. «Читай слово вслух по слогам, выясняй, подходят ли буквы к слову, смотри, нет ли пропуска букв».
На втором этапе - этапе материального действия -  ученики выполняли его во внешней развёрнутой форме.

2. «Проверяй слова текста, держа карточку с правилом проверки в руках и отчёркивая вертикальной чертой каждый слог слова». ( Образцом для проверки служит текст учебника).

3. Следующий этап - внешнеречевой.
Все операции выполняются детьми  в форме внешней речи - громкого проговаривания вслух.
На этот этап учеников переводят тогда, когда они хорошо усвоили содержание действия, то есть тогда, когда дети научились проверять текст, не пользуясь внешней опорой, то есть карточкой.

4. Затем ученику, если во внешнеречевой форме действия контроля выполнялось легко и правильно, разрешается перейти на речь «про себя». В этом случае он ещё получает указания типа «называй про себя первую операцию» и т. п.
В качестве промежуточного этапа может быть выделено действие в форме проговаривания «шёпотом», где так же, как и на этапе громкой речи, проговариваются все этапы действия.

Показатели усвоения действия на каждом этапе является точность, быстрота и самостоятельность выполнения работы, то есть самостоятельная безошибочная проверка текста. Если же ученик пропустил ошибки в проверяемом тексте, ему предлагалось вернуться на предыдущий этап.
Последним этапом формирования действия контроля является перевод его в умственный план.

5. Действие выполняется в форме внутренней речи. Ученики начинают выполнять действия молча - просматривают текст и исправляют ошибки.  «Невнимательные» ученики начинают успешно выполнять задания по списыванию текста, то есть быть внимательными.

Действие контроля максимально сокращается, автоматизируется. Автоматизация и сокращение действия обеспечивается повторяемостью, выполнением однотипных заданий. Предполагается,  что действия контроля на уроке свёрнутого умственного действия сближается с основным действием и может не только следовать за ним, но даже и опережать его, что является одним из условий правильности выполнения основного действия. Так при  списывании текста, контроль сближается с написанием  и, по-видимому, опережает его, что и является одним из условий безошибочного выполнения работы.

В связи с тем, что действие психологического контроля имеет некоторые основные, общие черты, независимые как от характера основного действия, так и от содержания материала, - сформированное на одном материале (в одних условиях) оно довольно быстро и легко может быть обобщено (перенесено на другие условия, на другие задачи).
Поэтому формирование его в некоторых определённых условиях с обязательным выделением и подчёркиванием общих и основных особенностей, будет не только приводить к внимательному выполнению данного задания, но и способствовать формированию внимательности как качества личности.

Задача планомерного воспитания внимательности в связи с этим видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности. Конечно, внимание, как я уже говорила, не ограничивается только контролем. Важным показателем развития внимания является тот факт, что с возрастом внимание играет всё большую роль в произвольной регуляции психической деятельности.

Я привела лишь мизерную часть того, что в советской школе относили к понятию - воспитание гармоничной личности. Всех родителей в обязательном порядке на первых в году собраниях знакомили с возрастными особенностями их детей. И ещё. Скажите, пожалуйста, может ли обучать детей человек, не учившийся педагогическому делу, пусть и прекрасный профессионал в другой области?

Родители, Внимание, Психологический контроль, Учитель, Школа

Previous post Next post
Up