В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года ушел в бессмертие советский генерал-лейтенант инженерных войск и крупнейший фортификатор первой половины двадцатого столетия коммунист Дмитрий Михайлович Карбышев.
Среди летописей советского героизма и мужества, тихих и не очень тихих подвигов, его имя стоит в особом ряду героев исключительной стойкости и бессмертия духа.
В декабре 1917 года, в 37 лет, подполковник царской армии, участник знаменитого Брусиловского прорыва Первой Мировой войны переходит на сторону восставшего народа, вступает в Красную Гвардию, с 1918 в РККА, участвует
в Гражданской войне.
Ещё за год до ПМВ, участвует в разработке проекта строительства второго кольца оборонительных укреплений Брестской крепости. Возможно никто не посчитает удивительным, что и за год до Великой Отечественной, в 1940 году, Дмитрий Карбышев руководил фортификационными работами по усовершенствованию цитадели Брестской крепости во второй раз. Словно предвидел, ЧЕМ может стать эта крепость в грядущей войне.
Уже находясь во многих фашистских концлагерях он повстречает не раз защитников её обороны, также, как и он, попавших в плен раненными и контуженными. Там же, видимо, и узнает, что последним героем, взятым в плен раненым, был майор Гаврилов, взятым только на 32 день обороны ЕГО крепости. Не зря укреплял, не зря стояла Брестская крепость и стоять будет! Как и он сам будет стоять до последнего, как и говорил и призывал других военнопленных: "Нет большей победы, чем победа над собой! Главное - не пасть на колени перед врагом!"
И ещё. На предложение написать работы о фортификационных сооружениях Красной Армии, а ему, генералу Красной Армии дадут квартиру и он будет генералом инженерных войск Германии, Дмитрий Михайлович ответил :
"Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной".
О его последних часах жизни, о его последних мучительных мгновениях рассказал только в 1946 году умирающий
в лондонском госпитале канадский майор Седдон де Сент-Клер, который специально попросил представителя советской военной миссии в Англии приехать к нему. Вот что он рассказал:
"Мне осталось жить недолго, - сказал майор советскому офицеру, - поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической гибели советского генерала, благородная память о котором должна жить в сердцах людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым мне пришлось побывать в немецких лагерях".
По словам офицера, в ночь с 17 на 18 февраля около тысячи пленных немцы пригнали в Маутхаузен. Мороз стоял около 12 градусов. Все были одеты очень плохо, в рванье.
"Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее белье и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор.
Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев.
В ту трагическую ночь в живых осталось человек семьдесят. Почему нас не прикончили, не представляю. Должно быть, устали и отложили до утра. Оказалось, что к лагерю вплотную подходили союзные войска. Немцы в панике бежали. Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать всё, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека", - такими словами закончил свой рассказ канадский офицер.
16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Тихо, по околосолнечной орбите, между Марсом и Юпитером плывёт малая планета его имени за №1959.
Планета по имени Карбышев.
На днях В.Третьяков, декан Высшей Школы Телевидения при МГУ, был удивлён до оторопи, что его студенты, зачисленные туда по обязательному ЕГЭ по истории, не знали и не слышали в школе про генерала Карбышева, но все, как один, слышали про генерала Власова.
...Да, как ни странно, но первым кандидатом в командующие "Русской Освободительной Армии", создаваемыми гитлеровцами, был как раз Д.М.Карбышев, а вовсе не Власов.
Известно, что со вторым получилось, а с первым - нет. С Первыми получается только Первые в мире социалистические государства, Победа и Космос, подвиг и бессмертие!
Поднимите сегодня ночью голову, посмотрите в небо и вы увидите, как среди мириадов звёзд мерцает и его звезда, звезда генерал-лейтенанта и коммуниста Карбышева.
Источник