Повышение пенсионного возраста приведёт к резкому росту бедности среди предпенсионеров и сделает невозможным реализацию национальной цели по двукратному снижению бедности,
следует из доклада экспертов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) «Влияние повышения пенсионного возраста на бедность населения РФ», выдержки из которого 13 февраля приводит «Независимая газета».
Владимир Путин
Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Эксперты рассмотрели 3 базовых сценария роста российской экономики:
- оптимистичный - среднегодовой рост ВВП России около 2% и выше;
- умеренный - рост экономики на 1,5% в год;
- консервативный - рост на 0,5% ВВП в год.
Уровень бедности среди предпенсионеров - мужчин в возрасте от 60 до 64 лет и женщин в возрасте от 55 до 59 лет - вырастет при любом из рассматриваемых сценариев роста экономики:
- при оптимистическом сценарии роста ВВП России - уровень бедности среди предпенсионеров к 2028 году вырастет практически в 1,5 раза - с текущих 4,2% до 6,1%.
- при умеренном сценарии - уровень бедности предпенсионеров вырастет в 1,7 раза - до 7,3%.
- при консервативном сценарии - уровень бедности предпенсионеров вырастет почти в 2 раза - до 8,1%.
«В результате повышения пенсионного возраста итоговый уровень бедности этой когорты [предпенсионеров]
на 4,2 процентных пункта выше, чем он мог бы быть без реформы», - говорится в докладе РАНХиГС.
В целом «уровень бедности населения при повышении пенсионного возраста выше, чем в его отсутствии при любом сценарии», - подчеркнули в РАНХиГС. Без повышения пенсионного возраста уровень бедности среди предпенсионеров снизился бы с 4,2% до 3,1%, считают эксперты.
Кроме того, из-за пенсионной реформы замедлится общее снижение уровня бедности граждан России. Так,
при оптимистическом сценарии развития экономики число людей, проживающих за чертой бедности, к 2028 году снизится с текущих 13,1% до 11,2%. При умеренном сценарии - с 13,1% до 11,9%.
В случае же, если бы власти не повышали пенсионный возраст, число людей, проживающих за чертой бедности снизилось бы c 13,1% до 9,8% при оптимистическом сценарии и до 11,9% - при умеренном.
Напомним, с 1 января 2019 года в России официально началось постепенное повышение пенсионного возраста.
В конечном итоге, граждане России будут выходить на пенсию на 5 лет позже - мужчины в 65 лет и женщины
в 60 лет.
По инициативе властей в обиход был введён новый термин - предпенсионеры, выделяющий людей
в отдельную категорию, подразумевающую людей, которые должны были бы выйти на пенсию по старым правилам, но не выйдут по новым. Это мужчины в возрасте от 60 до 64 лет и женщины в возрасте от 55 до 59 лет. Им временно сохранён ряд федеральных и региональных льгот, положенных пенсионерам.
7 мая 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно указу к 2024 году уровень бедности в России должен быть снижен в два раза. На настоящий момент 13,1% граждан России живут за чертой бедности.
Комментарий редакции
Одним из аргументов лоббирования повышения пенсионного возраста был дополнительный рост ВВП. Так, лоббисты утверждали, что отсутствие пенсии заставит людей работать и в принципе больше шевелиться, что приведёт к дополнительному росту экономики.
Особая циничность заключается в том, что «больше шевелиться» предложили людям в возрасте. Прежде всего, предпенсионерам, которые в наибольшей степени пострадают от пенсионной реформы.
Повышение пенсионного возраста в принципе противоречит всему пафосу социально ориентированного государства, который, наряду с внешней политикой, лёг в основу стабильности рейтингов власти в последние два десятилетия.
Пенсионная реформа фактически стала нарушением общественного договора - лояльность в обмен
на определённую социальную политику, которая, при всех её издержках, исключала повышение возраста выхода
на пенсию.
При всех заверениях заботы о стариках, пенсионная реформа не могла не привести к росту бедности, о чём предупреждают уже и околовластные эксперты.
А разрыв общественного договора не мог не привести к обвалу рейтингов всех институтов власти. Что уже фиксируют все крупнейшие социологические центры.
Таким образом, самой же властью фактически из ничего был сооружён социальный взрыв, ставший одним из ключевых экономических и политических факторов в жизни страны.
ИА КВ