Сергей Литовкин
Разговор с учителем начальных классов
Мой собеседник Анна, учитель начальных классов. Больше двадцати пяти лет она учит детей. Беседуем мы, конечно, о современном состоянии начальной школы. Задаю первый вопрос о том, что бы она хотела изменить в нынешней школе? Первым делом у Анны вырвалось: «Убрать к чёртовой матери ФГОС»!
В ходе разговора выясняется, что она, разумеется, не против единого понимания обучения как такового и начального в частности. Но она категорически не приемлет подходы к обучению, навязываемые этим рыхлым документом,
в котором описываются требования к некоей искусственной личности, странным образом сочетающей черты ребёнка и взрослого.
Уже с первого класса ФГОС от ученика требует выполнить то, что ему, в силу возраста, просто не под силу.
Вот лишь некоторые примеры.
Под предлогом необходимости «формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата», ученика нужно «подвести к теме», т. е. он должен уже в начальной школе формировать цели урока и предложить пути их достижения.
На деле, после нескольких бесплодных попыток получить от 7-10 летних детей что-либо подобное, учитель сам объявляет, чему будет посвящён урок, что ученики будут делать и дальше такой глупостью не занимается.
А если когда и приходится ему это делать, так это на открытых уроках, где разыгрывается целый спектакль под наблюдением разного рода начальства. И если дети что и выносят с таких уроков, так это уроки лицемерия.
Далее, во ФГОС есть требования по «умению работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета», а также «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета».
Даже не верится, что это требования к первокласснику, но согласно им ученик должен выполнять бесчисленные проекты практически по всем предметам. На практике, конечно, проекты делаются родителями, которые тоже не вполне понимают, зачем в школе нужна подобная пытка.
Ребёнку остаётся озвучить готовый доклад на уроке и, в итоге, он получает ещё одно подтверждение тому, что учёба в школе заключается в том, что домашнее задание выполняется родителями.
Во исполнение требований по умению в «определении общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих» в начальных класса введена т. н. «групповая работа», когда ученики должны отработать какую-либо задачу в группе да ещё и с распределением ролей между участниками.
В итоге делает кто-то один, а остальные ждут конца непонятного занятия. И это ещё не всё, что требует ФГОС, но и этого достаточно, что бы понять, что детей заставляют вести себя как взрослых, хотя их личность ещё не сформирована. На такую бесполезную учебную нагрузку тратятся силы и время учителя и учеников. Но это ещё полбеды. Главное, что подобные задания вызывают ощущение бессмысленности учебной деятельности, подрывают веру в свои силы и гасят интерес к учебе.
Читать также: Попытка упорядочить? Изменения в образовательных стандартах России нужно научно обосновывать.
А кроме того, от учителя требуется обеспечить комфорт обучения! Что это такое - не понятно. Комфортный отдых, например - понятно, а комфортная учёба - нет. Учёба ведь всегда труд. А труд может быть напряжённым, полезным, интересным, даже увлекательным! Но когда начинается комфорт, то труд, а следом и учёба, заканчиваются и начинается нечто совсем другое.
Беседуем дальше. Я говорю, что сейчас много разговоров о большом количестве рабочей нагрузки учителя, непосредственно не связанной с учёбой, но отнимающей у него слишком много времени.
Да, отвечает Анна, такая нагрузка есть и времени отнимает очень много. Подготовка, например, уже упомянутых показательных уроков, происходит за счёт учебного времени и начинается, как правило, за неделю до собственно «спектакля».
А ещё учителю нужно вести мониторинг учащихся, для которых составляются десятки вопросов родителям и ученикам, отчёты по внеклассной работе, отчёты классного руководителя.
Читать также: Опрос учителей: сложности вызывают отчетность и организационная работа
Если в классе есть неуспевающие, то необходимо предоставлять результаты анализа причин его неуспеваемости, график отдельных дополнительных занятий и т. д. Учитель, поневоле, задумается, поставить ли заслуженную двойку отстающему ученику!
Отдельная больная тема - так называемая инклюзия.
Кто не знает, это когда под лозунгом равного отношения ко всем детям разрушили специализированные коррекционные школы, а учеников распределили в школы обычные. И теперь дети, для обучения которых требуются специальные программы и методики обучения, специально подготовленные учителя, сидят в классах с нормальными детьми.
Выполнение этих специальных программ и методик теперь возложено на обычного учителя. Учитель теперь вынужден выбирать, для кого вести урок, ведь полноценно совместить две программы в одном уроке невозможно.
В итоге страдают и дети, которым коррекционная школа могла помочь преодолеть недуг, и дети обычные, которые недополучили учительского внимания.
А вообще, с сожалением отмечает, Анна, дети уже с самого начала приходят слабо мотивированные на учёбу.
С каждым годом их сложнее заинтересовать учёбой, сложнее добиться внимания на уроке. С каждым годом всё более сложной становится работа с родителями.
Превращение образования в «услугу» привело к тому, что и смотрят многие на учителя как на прислугу или на работника сферы быта. А если учитель - прислуга, то как он может быть авторитетом для родителей и их детей, учеников. Прислуга не может мотивировать, она может лишь уговаривать. Да что там мотивировать, поддерживать дисциплину в классе и школе ныне становится делом практически героическим!
Коснулись мы в разговоре и содержания современных учебников. Анна внимательно посмотрела советские учебники, переизданные РВС, которые я принёс с собой. При схожем содержании, советские учебники выгодно отличаются стройностью и последовательностью изложения материала, отсутствием множества ненужных и отвлекающих наукообразных методических приёмов, запутывающих ученика.
Не только педагогам, но и просто вдумчивым родителям понятно, что школьный учебник, кроме образовательной, несёт ещё и воспитательную функцию, на которую нацелены рисунки и содержания задач.
И когда сравниваешь советский и современный учебник, то видно, что составители первого были нацелены на «разумное, доброе, вечное», а составители второго - в лучшем случае на уже упомянутый «комфорт при обучении».
Впрочем, мы с Анной договорились, что учебники - это тема отдельной беседы. Разговор был долгий. Мы касались социальной стороны работы учителя, последовательного повышения пенсионного возраста, низкой оплаты труда, вынуждающей брать дополнительную нагрузку и многих других.
И полученная в целом картина позволяет понять, почему современной школой недовольны практически все.
В первую очередь ученики, которые в большинстве своём уже к середине первого класса теряют желание учиться, учиться не хотят и, потому, не умеют.
Недовольны родители, вынужденные делать задания за своих детей, а то и нанимать репетиторов. Не довольны учителя.
Довольно, видимо, только начальство от образования, которое уже перестало быть народным по названию и, видимо, скоро перестанет быть таким и по сути. Поневоле, возникает вопрос, как же быть родителям?
Что же может противопоставить общество кучке чиновников, уже не один десяток лет занимающихся «реформой»
с сомнительными целями и очевидно разрушительными результатами? Ждать, что они образумятся? Даже если это и случится, то, видимо, очень нескоро.
Во всяком случае последние веяния, например, электронная школа, говорят скорее о том, что вместе с бумагой из школы хотят убрать и настоящую учёбу.
В этих условиях у тех родителей, которые понимают всю важность настоящего, а не формального образования, понимающих необходимость формирования желания и умения учиться, словом у родителей, по-настоящему любящих своих детей, нет другого пути, как на деле бороться за их будущее.
Таких людей всё больше - в городах России всё шире распространяются различные формы внешкольного обучения, в том числе классы семейного обучения. Именно такие классы, в которых преподавание ведётся по советским учебникам и методикам, позволят хотя бы на очень важном уровне начальной школы дать детям возможность
не только получить так необходимые им знания, умения и навыки, но и дать им возможность почувствовать вкус настоящей учёбы.
Да, на этом пути на родителей ляжет существенная нагрузка. Необходимо будет организоваться, найти учителя, помещение, взять на себя организацию как классной, так и внеклассной работы. Но все эти трудности преодолимы, если есть настоящее желание вырастить образованного человека.
Ведь если не мы позаботимся о будущем наших детей, то кто?
Источник