76 лет назад, 18 января 1943 года, советские войска прорвали блокаду Ленинграда.
До полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда оставалось 374 дня...
Прорыв блокады Ленинграда (операция "Искра") начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего
12 января 1943 года. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов - Ленинградского с запада и Волховского с востока - разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ.
Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. А. Говорову и генералу армии К. А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки - генерал армии Г. К. Жуков и маршал К. Е. Ворошилов.
12 января 1943 г. после тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта (генерал М.П. Духанов) нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. З. Романовского и Ф. Н. Старикова. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.
Береговая артиллерия Краснознаменного Балтийского флота готовится к открытию огня по противнику. Январь 1943 года.
18 января 1943 г. в 9.30 на восточной окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом после решительной атаки части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.
Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.
Блокада прорвана! Встреча в Рабочем посёлке Л-1 воинов 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта
с бойцами 372 й стрелковой дивизии Волховского фронта. 18 января 1943 года.
Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады.
По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяжённостью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.
С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. До полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда оставалось 374 дня...
Подробно
в статье "Операция Искра" (и фото)