В
дискуссиях на сон грядущий часто проскакивают важные мысли. Сама дискуссия порождена заголовком новости
ИА «Красная Весна» -
«Кургинян: либо справедливое общество, либо фашизм».
В обсуждении новости появился такой комментарий Hasmik Ghazaryan: «Что есть справедливость? одна из её крайностей и есть фашизм».
И ещё несколько комментариев, в которых Hasmik пыталась донести, с моей точки зрения, мысль о том, что у фашистов своё понимание справедливости, и поэтому дихотомия или справедливость - или фашизм проблематична.
Считаю важным сделать два замечания:
1) С.Кургинян высказывался на ТВ передаче, в которой разжёвывать очевидное не принято (слава богу, пока ещё нет необходимости отдельно оговаривать, что речь о справедливости гуманистической традиции),
2) проблематизация Hasmik указанной дихотомии в узкой теоретической плоскости вполне уместна.
Углубимся.
Справедливость - характеристика общества, являющаяся выражением и восприятием человеческих отношений как должных
(комплекс отношений к себе, к ближнему, к дальнему, к труду, к смерти).
Вводить понятие справедливости необходимо через призму борьбы двух фундаментальных сущностных традиций: христианской гуманистической и фашистской. Как представляется, это единственный способ уйти от постмодернистского демобилизующего забалтывания темы.
Очевидно, справедливость для одних есть несправедливость для других, т.е. что у коммунистов справедливость - есть несправедливость для фашистов, и наоборот, что у фашистов справедливость - есть несправедливость для коммунистов.
Этимология слова «справедливость» восходит к слову «правда». А правда не всегда одна, как пелось в одной хорошей песне, - одна правда сущностно лежит на традиции гуманистической, другая - на фашистской.
Говоря о фашистской традиции, необходимо внести ясность. Самое ёмкое всеобщее определение, которое встречал, формулировал С.Кургинян: «фашизм - доктрина фундаментального непреодолимого неравенства».
В коммунистической/христианской/гуманистической традиции основа справедливости: любовь к ближнему, помощь сильного слабому, жертва во имя общего (с вытекающим
распределением благ). Справедливость предполагает создание таких условий, в которых становится реальным раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом (!) человеке.
Однако справедливость - это не просто характеристика или состояние общества, это ещё и идеал. Создание условий - опосредствующее действие, движение к достижению идеала, который в противоречивом человеческом обществе никогда не будет достигнут, но необходимо будет востребован.
И ещё, справедливость это про человеческие отношения, а не про формализованное равенство прав и обязанностей, формальное же соотношение налогов, зарплат и пенсий. Справедливость скорее ощущается, чем высчитывается
с калькулятором, само ощущение справедливости непосредственно, хотя, конечно, зависимо в т.ч. и от результатов, которые показывает калькулятор.
Каждый, кто говорит о справедливости и при этом не стремится утопить в релятивизме тему, должен определиться
на позиции какой традиции он стоит.
Выбирайте, этот выбор предельный. Компромисса быть не может, даже «научная» беспристрастность не поможет.
Справедливость для одних есть несправедливость для других. Не знаю, захотите ли вы делать сознательный выбор и будете ли готовы отстаивать его, но де-факто вы окажетесь в потоке одной из указанных традиций, который, не спрашивая, понесёт вас к собственной цели.Источник
Источник