Ряд проблемных моментов по результатам рассмотрения материалов ЕГЭ 2018 года выявили руководители федеральных комиссий по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ), 22 октября сообщает пресс-служба Рособрнадзора.
Жертвы ЕГЭ
Рыжкова Анна © ИА Красная Весна
Члены федеральных комиссий по разработке КИМ, которые занимаются научно-методическим обеспечением ЕГЭ, проанализировали работы выпускников 2018 года и сделали выводы.
Первое, на что обращают внимание методисты: результаты ЕГЭ по истории не меняются из года в год как в лучшую, так и в худшую сторону.
В 2018 году сдававшие ЕГЭ выпускники показали хорошее знание отдельных фактов и дат из истории.
При этом затруднения вызвали задания, относящиеся к фактам из истории России XX века например:
- 1917 год,
- Гражданская война,
- период индустриализации в СССР,
- Великая Отечественная война
и др).
Но умение сравнивать различные исторические периоды, соотносить развитие истории и культуры, связывать историю и географию событий оказалось недоступным большинству будущих студентов.
Самое большое затруднение вызвали задания, в которых нужно было аргументированно оценить историческое событие, явление, процесс или деятельность исторической личности, высказать свою точку зрения.
Напомним, что единый государственный экзамен является единственной формой выпускных экзаменов. Проводится этот экзамен в форме письменного тестирования и чаще всего подвергается критике именно за формализм и отсутствие возможности у ученика отстоять и объяснить свою точку зрения.
В августе 2018 года выпускником был подан первый в истории существования единого государственного экзамена в России
иск об оспаривании результата ЕГЭ по обществознанию из-за неоднозначности ответа на один из вопросов.
Комментарий редакции.
Весь образовательный процесс в школе уже несколько лет состоит только из натаскивания на сдачу различных контрольных итоговых работ в виде системы тестов и заданий: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и др.
Материалы и форму сдачи этих итоговых (и промежуточных) аттестаций максимально обезличивают, процесс и обработку результатов автоматизируют, ссылаясь на необходимость объективности и независимости оценки.
Зарегулировано всё вплоть до формы бланка, цвета и вида ручки, которой должен писать ученик (гелевая ручка с чёрной пастой, не выходить за края области для знака на бланке и т. д.).
Любые попытки детей рассуждать, опровергать предложенное, критиковать, оценивать, искать другие варианты, сомневаться в логичности задания жёстко пресекаются учителями и репетиторами установкой: «твоя задача сдать ЕГЭ, а не выступить».
В итоге детей 11 лет учат действовать в рамках шаблона и заданной формы, угадывать правильный ответ или заучивать. Школьники не знания получают, не думать учатся, они учатся сдавать ЕГЭ на максимальный балл.
Оборотной стороной процесса является постоянное снижение уровня знаний выпускников школ. Рост недовольства родителей, которые понимают, что дети ничего не умеют и ничего не знают, кроме того, как набрать проходной балл.
И в последние годы начался прямо противоположный процесс, при котором пытаются оценивание умения рассуждать впихнуть в неподходящий для этого формат контроля знаний - письменный безликий тест. Опять же, не научить размышлять и думать пытаются, а придумать, как бы протестировать то, чего на самом деле нет.
С одной стороны детей превращают в безликих и бездумных роботизированных послушных исполнителей, а с другой стороны пытаются протестировать у них умение мыслить, анализировать, систематизировать, оценивать и иметь свою точку зрения.
И есть опасность, что этот разнонаправленный, абсурдный набор требований в итоге разорвёт и окончательно уничтожит всю систему образования.
ИА КВ