Моллох

Apr 05, 2018 23:32

На закате СССР держащие фигу в кармане несоветские советские граждане любили шутить: «Капитализм загнивает, но как хорошо пахнет!» В наши дни мало кто может повторить эти слова, оставаясь честным с собой и интересуясь жизнью Запада чуть глубже, чем через призму потребительских достижений или даже (действительно впечатляющих, судя по фото) успехов NASA. Капитализм пахнет не только ракетным топливом и изысканным парфюмом, но и отчаянием, ложью, кровью, слезами, ненавистью, пороховой гарью, телесной и душевной грязью, наркотическим дымом. А с недавних пор и бифштексами из человечины. (с)



До последних трагических событий в Кемерово, глубоко потрясших огромную страну, пожалуй, мало кому приходилось задумываться о том, что же такое эти ТЦ и ТРК, которые теперь гордо возвышаются в каждом городе, а то и в посёлке городского типа, а в мегаполисах непременно появляются возле каждой новой станции метро - а порой и не по одному. С какого-то момента они просто стали восприниматься как данность.

Тем не менее это гигантская отрасль, своего рода глобальная империя без формального правящего ядра, но
с корнями в США. Существует Международный совет торговых центров (ICSC) со штаб-квартирой в Нью-Йорке.


«Википедия» лукавит, называя первыми торгово-развлекательными центрами (или, на английский манер, моллами) открывшиеся еще в XIX веке ГУМ, ЦУМ, «Пассаж». Хотя и они объединяли под одной крышей множество лавок и магазинчиков, но были всего лишь торговыми рядами и не несли развлекательной, культурной, социальной функции.

В «Пассаже» можно было не только покупать, но и прогуливаться в дождливую погоду, что немаловажно для Петербурга, но посещала его состоятельная публика, а потому там никогда не скапливалось столько народа, чтобы создать толпу - особое социопсихологическое образование, чрезвычайно уязвимое для разнообразных манипуляций.

В СССР никому даже не приходило в голову превращать магазин в центр социальной жизни. Для этого существовали клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, ярмарки же были для городского жителя способом познакомиться с народными обычаями и промыслами, покупки на них редко бывали утилитарными, если
не считать традиционные деревенские продукты, которые были ещё просто деревенскими, а не «экологически чистыми».

К сожалению, программа воспитания «нового человека», в которую неизбежно должно было входить и входило формирование новой культурной среды, была в Советском Союзе весьма половинчатой, а после хрущёвской оттепели, когда главным признаком коммунизма объявили изобилие материальных благ, духовный, смысловой центр коммунистической идеи и вовсе оказался размыт, начала быстро формироваться философия потребительства.



Рисунок из книги Виктора Грюна «Центры городской среды: Спасение городов». 1973

Потому, после того как было официально объявлено, что вместо коммунизма мы теперь строим капитализм, ТРК, шагнувшие к нам из-за рубежа, были восприняты на ура - сперва как яркие диковинки, а потом уже как что-то вполне обычное.

Полная версия статьи будет опубликована через 2 месяца. Чтобы читать статьи сразу после выхода, подпишитесь
на бумажную версию газеты.

ИА Красная Весна

Россия, Капитализм

Previous post Next post
Up