Эта история в своё время наделала много шума. Суть её даже не в самом факте бегства за рубеж некоторых бывших сограждан, так называемых «невозвращенцев», а в причинах неприятия и осуждения их поступка советскими людьми.
Когда я пыталась разобраться в своём однозначном осуждении этих невозвращенцев, то получалось у меня как-то неубедительно, хотя я точно знала, что сама никогда бы не смогла навсегда покинуть Россию. А почему?
Да потому что … И дальше только общеизвестные слова, значение которых обесценилось от частого формального употребления. И вот недавно всё встало на свои места. И как всегда захотелось поделиться своими мыслями и чувствами на этот счёт.
***
Исчезновение Годунова в зарубежных гастролях советской балетной труппы никому не бросилось в глаза, потому что
у него было три выходных дня.
Его жена Людмила Власова думала, что он заночевал у друзей. Но когда на следующее утро Годунов не вернулся домой, узнали, что он договаривается о предоставлении ему политического убежища. Людмила сразу же попросила руководителей делегации отправить её домой, к матери.
23 августа наши спецслужбы, небезосновательно опасаясь провокаций, вывезли артистку из отеля и доставили её
на борт самолёта, вылетавшего в Москву. Но спецслужбы США заблокировали полосу для вылета советского авиалайнера под надуманным предлогом: будто бы Власову вывозят насильно. Требование Власовой отпустить её домой американцы игнорировали.
Три дня советскому самолёту со 112 пассажирами на борту не разрешали вылететь.
Всё это время Годунов вместе со своим другом Иосифом Бродским сидел в аэропорту и умолял жену через американские власти вернуться. Но противостояние закончилось, и самолёт всё-таки вылетел в Москву.
Годунов пытался добиться возвращения к нему жены, но безуспешно. Через год был оформлен их развод. Власова продолжила танцевать в Большом театре, а Годунов устроился в труппу Американского балетного театра.
***
Подслушанный диалог.
- Ответьте, пожалуйста, и если можно, откровенно. Почему человека, покинувшего страну, у нас осуждают?
- Сложный вопрос. Не смогу ответить.
- Почему?
- Это не по моей части. Это скорее к международникам.
- А как Вы сами относитесь к этому человеку?
- Лично я?
- Да.
- Плохо.
- А почему в других странах к таким людям относятся … проще?
- Потому что наша страна особая. И Вы это не поймёте, пока не ощутите себя, так сказать, частицей народных масс истории. Да-да.
Миллиарды людей мечтали о народном государстве: рабы, ремесленники, крестьяне, спартаковцы, Гарибальди, Разин, декабристы, народовольцы, коммунары…
И вот - наша революция. Первая страна, которая приняла эстафету надежд… всех расстрелянных, повешенных, погибших на баррикадах и каторгах…
Страна эта существует ценой невиданных жертв. И конечно, каждый, бросающий такую страну, предаёт её память. И в глазах тех, кто проливал кровь за эту страну, и тех, чьи родные сложили за неё головы, и тех, кто сейчас трудится, преодолевая ошибки, нелепости, недостатки - в глазах их всех этот человек - подлец, дезертир…
- Не слишком ли сурово такое определение?
- Для меня - нет. Я служил в пехоте. Побывал в таких мясорубках…
- Я так никогда не думала, но скажите, если страна надежд минувших поколений, как вы выразились, с точки зрения этого человека имеет такие недостатки, с которыми не может примириться, что ему делать?
- Если он любит свою страну, пусть делает её лучше, пусть трудится, борется, пусть страдает, наконец, но…
не бежит…
Салтыков-Щедрин, естественно, без аналогий, уж как ненавидел царские порядки, и вот что писал: «Был я
в благорастворённых заграничных местах и не упомню минуты, в которую сердце моё не рвалось бы в Россию. Хорошо там. А у нас, положим, не так хорошо, но представьте себе, всё-таки выходит, что у нас лучше.
Лучше - потому что больней».
Это совсем особенная логика. Но это логика любви.
***
"Рейс 222" - советский двухсерийный политико-психологический фильм-драма, снятый в 1985 году режиссёром Сергеем Микаэляном, студия Ленфильм. Сюжет фильма навеян атмосферой «холодной войны» и непримиримого противостояния двух систем. Поднимается тема перебежчиков и невозвращенцев, и связанные с этим информационная война и пропагандистское противостояние.
Основан на реальном инциденте, произошедшем 20-23 августа 1979 года с рейсом SU-316 компании Аэрофлот,
и связанного с семейной парой советских балетмейстеров: Александра Годунова и Людмилы Власовой.
Третье место среди советского кинопроката за 1986 год - 35,3 млн зрителей (140-е место среди всех советских фильмов).
1 серия
Click to view
2 серия
Click to view
Впервые увидела этот фильм недавно - по наводке одного из друзей, за что ему большое спасибо. Такого фильма больше никто не поставит. Вот он - русский (в широком смысле) менталитет. Беда на всех одна. И радуемся вместе.
Приятного просмотра, дорогие друзья!