«Культура» продолжает цикл публикаций, посвящённых столетию Октябрьской революции. Эта дата продолжает вызывать серьёзную и интеллектуально насыщенную полемику. Спустя век на многие вопросы нет принятых обществом ответов, и потому разные точки зрения звучат с одинаковой степенью убедительности. Почему споры
о советском периоде вновь делят людей на белых и красных? В чём привлекательность левой идеи? Какие уроки Октября мы не выучили? Об этом обозревателю газеты рассказал философ и политолог Сергей Черняховский.
Культура: Как Вы оцениваете значение Октября?
Черняховский: Это великое событие, продолжающее линию революций в Англии, во Франции. Октябрьский переворот изменил характер отношений между людьми, открыл дорогу представителям производительных классов, которые взяли в свои руки организацию жизни общества. Революция создала новый цивилизационный уклад, в центре которого стоял человек труда. Прежде Россия была крупным и влиятельным государством, но технически достаточно отсталым на фоне других великих держав. Большевики в кратчайшие сроки провели модернизацию, которую им удалось осуществить без разрушения базовых ценностных оснований страны, - она стала лидером мирового прогресса.
Культура: А разве религия, вытесненная из народного сознания, не была базовой ценностью?
Черняховский: Нет. Наш базис - это представления о справедливости, свободе, коллективизм, правильное соотношение духовного и материального. Большевики как раз реализовали то, к чему крестьянство стремилось на протяжении веков. Ленин называл большевиков преемниками Разина и Пугачёва, считал, что нужно воплощать вековые мечты и чаяния крестьян. Когда началась революция, церковь уже не относилась к базисному основанию российского общества.
Культура: Переворот произошёл, когда Россия была втянута в Первую мировую войну. Как мы вообще сохранились
в этой катастрофической ситуации?
Черняховский: К 1917 году Россия имела абсолютно разложившуюся армию - 1,5 млн дезертиров, офицеры боялись заходить в окопы, потому что солдаты подчас расстреливали их без всякого суда. Поражение России было предопределено. Но благодаря Октябрьской революции и смене власти, именно Россия стала основным политическим выгодоприобретателем Первой мировой войны наряду с США.
Обратите внимание: три империи, воевавшие против России, - Австро-Венгерская, Османская и Германская, - прекратили своё существование. В то время как Россия, изменив форму правления, смогла заново отстроить государственность и вернуть себе практически все потерянные территории.
Более того: начиная с 1918 года она подверглась агрессии со стороны практически всех своих так называемых «союзников», которые ещё до заключения Брестского мира не скрывали намерения разделить между собой территорию России, и правительство большевиков сумело эту агрессию отразить. А государства, диктовавшие побеждённой Германии условия мира, в конечном счёте заплатили за эту победу экономическим кризисом. Они запятнали себя позором Версаля, а наша страна оказалась не замарана этой грязью.
Культура: Но обычно говорят, что Россия заключила позорный мир в Брест-Литовске…
Черняховский: Да, Россия вышла из Первой мировой войны в Брест-Литовске в 1918 году. Но спустя буквально полгода, когда Советская власть и правительство партии большевиков окрепли, он был денонсирован. Окончательный договор с Германией советское правительство заключило в 1922 году в итальянском Рапалло, в ходе Генуэзской конференции. По новым условиям Германия должна была работать на восстановление экономики нашей страны.
Это можно назвать успехом советской дипломатии.
Культура: У большевиков многое получалось. Они оказались на правильной стороне истории. Чем уникален их опыт?
Черняховский: Большевики чувствовали народ, отвечали запросам времени и тем реальным вызовам, которые стояли. Нужно было решать цивилизационную проблему - совершить переход от традиционного общества
к индустриальному и постиндустриальному, вспомним проект ГОЭЛРО. Создать общество социальной демократии.
К тому же требовалось разобраться с рабочим, национальным и аграрным вопросами.
Ни одно из предыдущих правительств не занималось этими проблемами. Большевики оказались способными видеть цель, не замечать препятствий и верить в себя. Я бы ещё сказал так: большевики победили, потому что обладали романтическим прагматизмом, согласились принять исторический вызов - строить новый мир, а не просто улучшать детали предыдущего строя.
Культура: И ещё у них был чётко сформулированный образ будущего.
Черняховский: Совершенно верно. Не будем забывать, что у истоков большевистской партии наряду с Лениным стоял философ Александр Богданов со своим романом-утопией «Красная звезда», рассказывающим про коммунистическое общество Марса, достижение человечеством бессмертия. Леонид Красин - сторонник идеи технического прогресса и электрификации. Одним из друзей Ленина с 1890-х годов был Глеб Кржижановский, преклонявшийся перед магией электричества. В партии большевиков были люди, которые мечтали о необычном и были способны успешно действовать.
Культура: Оппоненты часто упрекают большевиков в красном терроре. Но ведь сначала революция побеждала достаточно мирно...
Черняховский: Сразу после переворота большевики спокойно выпускали из тюрем тех, кого арестовали. Отпустили Пурешкевича, генерала Краснова - под честное слово. Приведу такой факт: во время Гражданской войны в Сибири были войска США, и представители американского генералитета отмечали, что на одного погибшего в результате красного террора приходилось до трехсот погибших в результате белого.
Читать дальше