Хождение по мукам
(трилогия)
По свидетельству самого писателя, он работал над своей трилогией более двадцати лет. Первый роман трилогии - «Сёстры» - был начат в 1919 году, последний - «Хмурое утро» - окончен в июне 1941 года.
Впервые к проблемам «Россия и революция», «интеллигенция и революция» Толстой обратился ещё перед первой мировой войной. Несмотря на ряд верных наблюдений, раскрыть эти темы художественно убедительно Толстой не смог. Причиной этого были неверные представления писателя о политической обстановке в стране.
И в первой редакции романа «Сёстры», написанной в основном в эмиграции, ещё не были вскрыты и показаны движущие силы русской революции и причины подлинного хождения по мукам русской интеллигенции.
В 1925 году Толстой фактически переписал роман заново. Только после этого и перед началом работы над продолжением - вторым романом трилогии «Восемнадцатый год» - оба этих произведения оформились
в его творческом сознании как части большой эпопеи.
«Для того чтобы приступить ко второму тому «Восемнадцатый год», нужно было очень многое увидеть, узнать, пережить,- вспоминал впоследствии писатель,- То, что называется собиранием материалов, неприложимо к этой предварительной работе, потому что, помимо документов, книг, знакомств с участниками гражданской войны, посещения мест, где происходило действие романа,- Царицына, Сальских степей, Краснодара, Кубани, мне нужно было сделать основное, а именно: определить своё отношение к материалу. Иными словами, нужно было всё заново пережить самому, продумать и прочувствовать».
Толстой предполагал создать романы «1919 год» и «1920 год». Однако, закончив в 1927 году «Восемнадцатый год», он на десять лет отложил продолжение работы над своим замыслом.
В 1937 году А. Н. Толстой написал повесть «Хлеб». В ней был описан важный эпизод из истории гражданской войны - оборона Царицына.
Оборона Царицына, фрагмент панорамы, М.Греков
Писатель готовил свою повесть для включения в горьковскую «Историю гражданской войны». Отсюда-известная сухость изложения, вызвавшая многочисленные критические замечания. А. Н. Толстой отреагировал на них следующим образом: «Я слышал много упрёков по поводу этой повести: в основном они сводились к тому, что она суха и «деловита». В оправдание могу сказать одно: «Хлеб» был попыткой обработки точного исторического материала художественными средствами; отсюда несомненная связанность фантазии. Но, быть может, когда-нибудь кому-нибудь такая попытка пригодится. Я отстаиваю право писателя на опыт и на ошибки, с ним связанные».
Некоторые из героев повести - Иван Гора, Агриппина Чебрец и другие - стали действующими лицами последнего романа трилогии, которому Толстой дал название «Хмурое утро».
Писатель начал работу над ним в 1939 году.
«Я не жалею, что между второй и третьей частью был такой длинный перерыв,- говорил Толстой,- потому что за это время я сам, в своей жизни, в своём отношении к жизни, к действительности, к нашей борьбе стал относиться гораздо более зрело, гораздо более углублённо».
Огромное количество документов разного рода, использованных в процессе работы над трилогией, грандиозная панорама исторических событий, громадное количество действующих лиц в книге - всё это придаёт повествованию широкий эпический характер.
Само название - «Хождение по мукам», заимствованное писателем из древней русской литературы, эпиграфы к отдельным частям произведения, такие, как «О русская земля!», настраивают читателя
на восприятие произведения былинного, героического размаха и характера. В результате книга, задуманная как рассказ о судьбах дорогих писателю героев из интеллигентной среды, приобрела иное звучание.
«В роман вступили сначала негромкие, потом ясно различимые настойчивые, тяжкие и, наконец, всё подавляющие шаги истории. В 1927 году, приступая ко второму роману трилогии, Толстой уже впустил во все двери и окна бурю истории, и она забушевала во взбудораженной, трепещущей жизнью книге, завертев, как песчинки, маленькие, милые и отчаянные судьбы героев романа... Толстой окончил третью книгу трилогии, как финал большого исторического романа»,- писал К. А. Федин.
С другой стороны, «Хождение по мукам» - глубоко лирическая книга, искренняя исповедь русской интеллигенции, это, как говорит сам писатель,- «хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлётам - ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днём второй мировой войны».
Через всю эпопею Толстого проходят судьбы четырёх героев - сестёр Булавиных, Кати и Даши, Ивана Телегина и Вадима Рощина. В их жизни отразились многие из тех поисков, сомнений, колебаний, ошибок, которые пережила русская интеллигенция в то сложное и трудное время.
Действие романа «Сёстры» разворачивается в Петербурге перед первой мировой войной, в годы войны, накануне и во время грозных событий 1917 года. Его центральная проблема - интеллигенция и Россия.
Поражение революции 1905 года вызвало глубокий духовный кризис в русской интеллигенции. Лишь немногие остались верны идеям свободы. Часть открыто перешла в лагерь реакции. Большинство же отошло от активной политической деятельности, впало в мистицизм и религию, увлеклось декадентством.
На страницах «Сестёр» перед читателем и оживают картины последних лет этого десятилетия.
Империалистическая война до предела обострила противоречия между народом и интеллигенцией: «...существует какая-то Россия, пашет землю, пасёт скот, долбит уголь, ткёт, куёт, строит, существуют люди, которые заставляют её всё это делать, а мы - какие-то третьи, умственная аристократия страны, интеллигенты,- мы ни с какой стороны этой России не касаемся».
Герои Толстого по-разному реагируют на это. В салоне старшей из сестёр Булавиных, в богемной телегинской коммуне, на огромном петербургском заводе, в религиозно- философском обществе, на улицах, в армии - везде русские люди пытаются осмыслить происходящее, найти в нём своё место. Всем ясно, что страна гибнет.
«Родины у нас с вами больше нет,- говорит Телегину Рощин,- есть место, где была наша родина... Великая Россия перестала существовать...»
Царское самодержавие привело страну к полному краху.
Толстой показывает духовную опустошённость части интеллигенции, разврат, эпидемию самоубийств.
В стихах модного поэта Бессонова искали возможность «забыться, обессилеть, расточить что-то драгоценное, затосковать по тому, чего никогда не бывает».
В образе Бессонова Толстому удалось создать яркий тип поэта-декадента, далекого от реальных проблем русской жизни.
В его стихах - предчувствие катастрофы, он прорицает: «...на Россию опускается ночь для совершения страшного возмездия».
Символична нелепая гибель Бессонова - его задушил душевнобольной солдат. Бессоновы не нужны России - к такому справедливому выводу приходит писатель.
Выразителен у Толстого тип интеллигента-либерала Смоковникова. Он против самодержавия и развёртывает бурную деятельность, поддерживая партии, борющиеся против царского строя, после февральской революции становится на сторону Временного правительства. Смоковников бесконечно далёк от народа, от верного понимания процессов, происходящих в стране. Он был убит на солдатском митинге, когда выкрикивал лозунги Временного правительства о продолжении империалистической войны людям, увидевшим в революции путь к миру.
Екатерина Дмитриевна Булавина - жена Смоковникова - выросла в семье уездного интеллигента либерального толка. Поэтому деятельность мужа была ей привычна, не вызывала на первых порах никаких сомнений.
Она - красивая умная женщина - становится хозяйкой модного петербургского салона. Её цель - жить простой человеческой жизнью, честно, в любви и преданности. Но жить так в её среде было невозможно.
Кругом ложь, нравственная нечистоплотность, пустословие. Катя глубоко страдает от этого.
Постепенно она прозревает и начинает понимать, что из себя представляет её муж. Однако «хождения по мукам» старшей Булавиной в романе «Сёстры» только начинаются.
У истоков своего «хождения по мукам» и Вадим Рощин. Он - дворянин и офицер - воспитан
на монархических идеях. С детства ему внушалась любовь к царю и отечеству. И хотя он видит, что Россия на краю гибели, революцию воспринимает как катастрофу.
Иван Телегин - инженер. Близость к рабочим, вера в народ и Родину позволяют ему видеть происходящее более верно, чем Рощину. Он «наш» для рабочих, для солдат, для большевиков.
«Он ничего особенного не говорил и не делал, но было ясно, что это честный человек, добрый человек, насквозь ясный, свой». Его главное убеждение - «и у нас когда-нибудь хорошо будет».
Возражая Рощину, который оплакивал навсегда погибшую Россию, Телегин сказал: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется,- и оттуда пойдёт русская земля».
1917 год потребовал от героев романа ответа на главный вопрос - с кем они?
Если в «Сестрах» писатель сосредоточил своё внимание на описании личных взаимоотношений и судеб своих героев, то в романе «Восемнадцатый год» на первом плане - «тяжкие шаги истории», изображение ожесточённой классовой борьбы в период гражданской войны. В романе шире изображен русский пролетариат. На страницах романа важное место заняли образы коммунистов:
«Кто ждал, что Великороссия, отрезанная от морей, от хлебных губерний, от угля и нефти, голодная, нищая, в тифозном жару, не покорится,- стиснув зубы, снова и снова пошлёт сынов своих на страшные битвы... Год тому назад народ бежал с фронта, страна как будто превратилась в безначальное анархическое болото, но это было неверно: в стране возникали могучие силы сцепления, над утробным бытием поднималась мечта о справедливости. Появились необыкновенные люди, каких раньше не видывали, и о делах их с удивлением и страхом заговорили повсюду».
Сложным процессам, протекавшим в стране в годы гражданской войны, писатель даёт глубокое и верное истолкование. Две России сошлись на полях сражений - красная и белая. Во главе «необыкновенных людей» - коммунистов - Владимир Ильич Ленин.
Толстой показывает Ленина дважды - на заседании Совнаркома и на митинге рабочих. В создании облика вождя Толстой особенно часто прибегает к использованию своего излюбленного приёма - речевого жеста. Он считал, что именно ленинское слово позволит ему ярко и пластично вылепить фигуру Ильича: «...мы победим и голод и контрреволюционеров, пользующихся этим голодом... Рука его вылетела из-за жилета, уничтожила кого-то в воздухе и повисла над залом». Опыт Толстого, изображавшего В. И. Ленина в речи, в жесте, в движении, много дал мастерам советского кино и театра.
В романе «Восемнадцатый год» завершается в основном «хождением по мукам» Ивана Телегина. Ему легче, чем другим героям, даётся принятие большевистских идей. В годы гражданской войны он окончательно определяет своё место и становится командиром Красной Армии.
Телегин понял, что его попытка устроить личное, «отдельное» счастье с Дашей в тихом уголке, когда происходит грандиозная ломка общественных устоев, обречена на неудачу. Борясь за революцию, за новую жизнь, за народ, он борется теперь и за свое новое счастье с Дашей. Ощущение правоты, ясное сознание благородной цели преображают Телегина. Он обретает смысл жизни в служении революции, Родине.
Путь Рощина значительно сложнее, более извилист. Тяжкое заблуждение приводит Рощина в лагерь врагов революции. Сражаясь в белой армии, он вначале искренне убеждён, что борется за восстановление великой России, что за ним - правда. Но Рощин был честным и справедливым человеком, и его ожидало неизбежное прозрение, горькое раскаяние.
Очень скоро он убеждается, что окружающее его белое офицерство руководствуется отнюдь не высокими соображениями спасения отечества, что в большинстве своем это озлобленные растленные люди, которые стреляют в красноармейцев, чтобы, вернуть отнятые имения, сделать карьеру и т. п.
Рощин видит, что грабежи и насилия, чинимые белыми офицерами, есть результат их глубокой аморальности и беспринципности.
Рощин - мыслящий человек, для него неприемлема философия генерала Маркова, который «мог бы воевать с кем угодно и за что угодно. В его мозгу помещалось немного готовых формул о боге, царе и отечестве. Для него это были абсолютные истины, большего не требовалось». Мстить, карать, убивать, пить, насиловать - вот цель, программа и смысл деятельности белой армии.
Есть определённый художественный расчёт в том, что всё это увидено именно глазами Рощина: изображение белого воинства приобретает особую сатирическую силу. Естественно, что Рощин с каждым днём всё сильнее сомневается в правильности выбранного пути. Большое впечатление производит
на него случайная встреча с Телегиным на ростовском вокзале. Они раньше виделись в доме Булавиных и хорошо знали друг друга. То обстоятельство, что Телегин оказался у большевиков, особенно поражает Рощина и даёт ему пищу для размышлений. Тяжко, чрезвычайно тяжко идёт процесс ломки сложившихся представлений, горькие муки приходится переживать Рощину и другим героям романа.
В качестве своеобразного критерия оценки поведения своих героев Толстой выдвигает понимание ими необходимости примкнуть к борющемуся революционному народу. В полную силу этот критерий начинает действовать на страницах «Хмурого утра».
В центре этой последней части трилогии - события гражданской войны 1919 года, картины русской жизни в тяжелейшее время:
«Октябрьское небо плакало над русской землёй, над голодными и цепенеющими городами, где жизнь тлела в ожидании ещё более безнадёжной зимы, над недымившимися заводскими трубами и опустевшими цехами, откуда рабочие разбрелись по всем фронтам, над кладбищами паровозов и разбитых вагонов, над стародревней тишиной соломенных деревень, где осталось мало мужиков, и снова, как в дедовские времена, зажигалась лучина и уже постукивал, поскрипывал кое-где домодельный ткацкий станок».
Главным героем «Хмурого утра» выступает русский народ.
В целой галерее образов простых русских людей - красноармейцев, коммунистов, крестьян, рабочих, интеллигентов - содержится ответ на вопрос о причинах победы революции.
Надолго запоминаются Иван Гора, простой и мужественный боец Красной Армии, его жена Агриппина, делившая с ним все тяготы походной жизни, юная комсомолка Маруся, погибшая при взятии Екатеринослава.
Устами Рощина Толстой утверждает бессмертие и гуманизм совершённого ею подвига: «Марусина смерть была светла... как вскрик уходящего оставшимся: любите жизнь, возьмите её со всей страстью, сделайте из неё счастье...»
Хождения по мукам героев романа завершаются, когда они понимают, что, правда - в революционном народе, в борьбе за его счастье.
По своему жанру «Хмурое утро», как и «Восемнадцатый год», роман историко-философский. Постановка и решение в нём важнейших социальных проблем стали возможными только благодаря тому быстрому росту политического сознания, который характеризовал мировоззрение Толстого в 20-30-е годы. Художник успешно овладевал методом социалистического реализма. «Хождение по мукам», благодаря этому, стало одним из крупнейших достижений советской литературы.
Трудны и запутанны были жизненные дороги героев трилогии. Но как естественно, органично привёл их писатель к исторически закономерному финалу! Искусство психологического анализа соединилось
в романе с глубинным знанием законов исторического развития.
Неслучайно именно Телегину доверил автор произнести слова, в которых выражена одна из самых дорогих ему мыслей:
«Много было у вас славных дел... впереди ещё много трудов, враг ещё не сломлен, и его мало сломить, его надо уничтожить. Эта война такая, что в ней надо победить, в ней нельзя не победить... Ненастным, хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят тёмной разбойничьей ночи. А день взойдёт, хоть ты тресни с досады...»
Даша Булавина заканчивает свое хождение по мукам признанием правоты Телегина. Вместе с мужем она участвует в гражданской войне: ухаживает за ранеными, ведёт просветительную работу. На послевоенное время у неё большие трудовые планы.
Катя попадает в кулацкую семью Алексея Красильникова.
В тяжёлой борьбе ей приходится отстаивать своё человеческое и женское достоинство.
Оказалось, что Катя не так уж беспомощна, как считали
в салонах дореволюционного Петербурга. В конце концов Катя находит своё призвание в учительском труде.
После долгих мытарств она встречается с Рощиным, чтобы более с ним уже не расставаться.
Последние шаги к истине делает и Вадим Рощин. Сознание вины перед народом мучает его. Открыто и честно признаёт он свои ошибки:
«Родина - это был я сам - большой гордый человек. Оказалось, Родина - это не то». Он понимает, что Родина - это народ, совершивший революцию. Смело, мужественно борется Рощин теперь уже
на стороне красных. Он нашёл свою цель, обрёл истинный смысл жизни.
Замечателен финал эпопеи. Все четыре главных героя в зале Большого театра слушают исторический доклад Г. М. Кржижановского об электрификации страны:
«Люди в зрительном зале, у кого в карманах военных шинелей и простреленных бекеш было по горсти овса, выданного сегодня вместо хлеба, не дыша, слушали о головокружительных, но вещественно осуществимых перспективах революции, вступающей на путь творчества».
Нищая, голодная Россия начинала свой поход в коммунистическое завтра. Достойным итогом пережитого звучат прочувствованные слова Рощина:
«Мир будет нами перестраиваться для добра... Все в этом зале готовы отдать за это жизнь... И это - на моей Родине, и это - Россия».
Как живые встают со страниц «Хождения по мукам» обаятельные фигуры его героев. С неослабевающим интересом мы следим за развитием отношений Даши и Телегина. Толстой прекрасно передаёт поэзию зарождающейся, а затем расцветающей любви. Его герои вообще необыкновенно высоко ставят любовь
в иерархии человеческих ценностей:
«Пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только - кроткое, нежное, любимое сердце ваше»,- говорит Кате Вадим Рощин.
Лирические сцены в трилогии глубоко трогают читателя. Навсегда потрясают страницы, где описано горе Даши, потерявшей ребенка. Не меньшее впечатление производят и массовые сцены. Правдиво, без прикрас, рисует Толстой военные картины. В изображении войны он следует традиции своего великого предшественника - «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого служат ему образцом.
«Хождение по мукам» получило самую высокую оценку советской общественности. В историю советской литературы эта замечательная книга вошла как правдивая художественная летопись первых революционных, героических лет существования нашего государства, как одно из самых выдающихся произведений социалистического реализма.
Источник Кадры из к/ф - трилогии режиссёра Г. Рошаля "Хождение по мукам"
Полностью трилогию можно посмотреть
здесь