О трудовом воспитании в советской школе

May 27, 2015 20:24

Может быть, таким способом  наши реформаторы образования, притормаживая участие школьников в самообслуживании и общественно-полезной деятельности,  действительно проявляют заботу о подрастающем поколении?

Давайте посмотрим, какие цели преследовала советская школа, бережно и последовательно, через игру приучая детей к труду, начиная с раннего возраста. (см. 1-2 части).

Вот что читаем в Программе 1983 г.,  изд. «Просвещение», Начальные классы  (раздел «Трудовое обучение»).

Трудовая политехническая подготовка в начальных классах общеобразовательной школы - органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся. Она ставит целью:


а) расширение трудового опыта детей, их знаний о производственной деятельности людей, о технике, воспитание в духе трудолюбия, коммунистического отношения к труду и людям труда;


Н. Базылев, "Экскурсия на завод", 1956

б) развитие трудовых умений, основ трудовой культуры, умения планировать и организовывать свою работу и работу товарищей;



в) развитие и воспитание на уроках труда: умственное, нравственное, эстетическое, физическое.

Особое внимание при этом обращается на развитие у детей основ конструкторских умений и способностей в процессе выполнения практических работ на уроках технического труда,


на проведение опытнической работы по выращиванию растений на уроках сельскохозяйственного труда. Уроки с/х труда знакомят первоклассников с доступными работами по выращиванию овощных, цветочно-декоративных растений. Обязательным при этом является детское опытничество.

Ставя простейшие опыты, дети познают зависимость роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы).
Условием для достижения этих задач является умственное развитие детей.

(Вопрос от родителей:  «Зачем нужен устный счёт, если есть калькуляторы?».

Я ответила: « А вдруг калькулятор выйдет из строя? А соображалка не развита».

Но ученик на этот вопрос ответил лучше меня: «Устный счёт - это зарядка для ума».)

Важно так организовать занятия, чтобы дети сами участвовали в выборе изделия, которое им предстоит сделать, составляли план выполнения задания, используя элементы графической грамоты, производили расчёт необходимых для работы материалов…

… Относительно большое место в Программе занимают работы с бумагой и картоном, что вполне обоснованно. Из бумаги и картона можно изготовить разнообразные по конструкции изделия, учебные пособия, игровой инвентарь, предметы быта. Умения и навыки обработки бумаги и картона легко прививаются, помогают овладеть приёмами обработки разных материалов, включённых в Программу.

Умение работать с тканью и волокнистыми материалами в равной мере необходимы  девочкам и мальчикам, оно составляет важный элемент в труде по самообслуживанию, по уходу за одеждой.

Работа с разными материалами ( природные материалы, дерево, металл, пластмассы, пластилин) предполагает применение полуфабрикатов и набора деталей из этих материалов.


Полуфабрикаты изготавливают учащиеся 4-8 классов общеобразовательной школы на уроках трудового обучения.  (Это и есть пример преемственности между ступенями).

Работы по самообслуживанию и бытовому труду в Программе в специальный раздел не выделены.

Беседы о хозяйственно-бытовом труде и упражнения по самообслуживанию рекомендуется проводить во внеурочное время при организации дежурств по классу и школе и в семье под руководством родителей.

Это информация к размышлению для родителей, чьи дети не любят школу. Уж в своём-то классе именно они, мамы и папы, могут и должны (дружным родительским коллективом) влиять на психологический климат, в котором  живут дети.  В наше время (когда размыты границы между добром и злом) дело защиты детей должны взять в свои руки родители. Ну, а кто кроме поможет этому бедолаге с фото № 1 и другим детям? Не верьте тем, кто советует менять школу. Там обстановка может оказаться не лучше. Влияйте на учителя...

В конце концов, школа - для детей, и никак иначе. Я не права?

Продолжение следует.

Родители, Трудовое воспитание, Школа

Previous post Next post
Up