«Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня - начало Великой Отечественной войны и 9 мая - День Победы. Семьдесят с лишним лет минуло со дня Победы
в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа.
Победа над фашизмом - великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого.
Недаром О. Бисмарк говорил: « Даже победоносная война - это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».
День Победы - праздник сложный для понимания детей.
Как объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга, особенно детям 5-6 лет...
Детям свойственно радостное восприятие окружающего мира, они не очень восприимчивы к рассказам
о трагических событиях истории из-за ограниченного жизненного опыта и недостаточной сформированности представлений о времени: связь между настоящим и прошлым для них
непонятна в полной мере, а кроме того у современных детей из-за компьютерных игр понемногу стирается грань между игрой и действительностью.
Напомню, что мышление в дошкольном возрасте носит конкретный, образный характер и во многом ещё сохраняет тесную связь
с практической деятельностью.
Детям трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.
Другое дело - эмоциональное воздействие: тема добра со злом воспринимается не умом, а сердцем малыша.
Такое восприятие запоминается надолго, т. к. пробуждает интерес к теме разговора и сопереживание, сочувствие людям и событиям рассказа или беседы. Этому пробуждению способствуют целенаправленные занятия с детьми: чтение книг, игры, походы в музеи, кинотеатры.
Мы с дочерью (а потом и с внучкой) ходили 9 мая к Вечному Огню, где собирались ветераны. Нарядно одевались, покупали цветы, открытки и шли поздравлять ветеранов.
Ещё родители со своими детьми дома кроме чтения книг, беседы и просмотра телепередач на военную тематику могут рассматривать иллюстраций, семейные фотографии (бабушек, дедушек).
Вместе заучивать стихотворения, пословицы, поговороки, песни на военную тему.
Устраивать выставки совместного семейного творчества.
Посещать военные музеи, знакомиться с памятниками, совершать экскурсии к памятным историческим места.
Очень важно читать с детьми дошкольного возраста рассказы о Великой Отечественной войне, формирующие историческую память, идентичность маленького человека, воспитывающие уважение и гордость за свою Родину.
Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Вызовут глубокий интерес детей рассказы, герои которых - их сверстники.
- Что пережили их ровесники?
- Как вели себя в сложнейших ситуациях?
- Как помогали взрослым приближать Победу?
Почти всё написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема - память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому , его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, лёгких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда - яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идёт речь.
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их
к восприятию этой сложной темы:
- дать небольшие сведения из истории;
- рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты,
- о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути всё живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю.
И только тогда, когда у ребёнка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившие её в процессе создания художественных произведений знали то, о чём говорили читателям.
Их нельзя не услышать.
Список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного :
- Е. Благинина « Шинель» - о детстве, лишённом радостей по чьей-то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть;
- А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
- С.М. Георгиевская « Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
- Ю.П.Герман «Вот как это было» . Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
- В.Ю. Драгунский, "Арбузный переулок". (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своём голодном военном детстве.
- А.М. Жариков «Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
- В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжёлые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г. Паустовский «Стальное колечко". Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец. -
- И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю.Яковлев «Как Серёжа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Серёже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повёл его по военной дороге не кто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелёгкий это был поход - ведь война не прогулка, а тяжёлый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
- Л.Кассиль "Твои защитники";
- С.Михалков "День Победы".
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно - говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас - взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследстии.
В дни войны
Фото
отсюдаГлаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чём ни спросишь,
Пошутишь с ней, - молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(А. Барто)
Стихи о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Источник