Школа: взгляд изнутри

May 03, 2017 14:52





Социальное расслоение в образовании

Интересно познакомиться с мнением практикующего педагога о сути реформирования школьного образования и связанными с этим реформированием перспективами для выпускников.
__________________________________________________________________________________________Итак, осталась одна тема, которую я обещал разобрать. Приступим.

Для начала, что имеется в виду под социальным расслоением в образовании.
Если детей разделить на две группы и одну учить хорошо, а другую плохо, то на выходе из школы мы получим глупых и умных молодых людей. Ну, если без экивоков и ужимок, так как есть.

Далее эти люди будут устраиваться в жизни. Если отбросить связи, то на «хлебные» места попадут умные. Потому что они же будут более коммуникабельными, более уверенными в себе, с лучше поставленной речью и так далее. Не буду перечислять то, что каждый и без меня знает.
Куда пойдут глупые?

Небольшое отступление. В Советском Союзе тоже были условно глупые.


Условно - потому что мой отец троечник имеет более качественное среднее образование, чем я, ВУЗовский краснодипломник.

Но его можно отнести к «глупым», потому что «умные» того времени поступали в ВУЗы и, конечно же, качество среднего образования у них было значительно выше.

Так вот, глупые выпускники средней школы СССР шли работать «на завод». Мой отец так и объясняет:

«Я не хотел учиться. Мне это было не интересно. Я знал, что устроюсь на завод сварщиком и буду отлично обеспечивать семью. А вот дядька твой - хотел. Ему было интересно, поэтому он и стал профессором».
Получается просто. Глупые в то время социализировались и «становились на ноги» на производстве. Ещё раз повторю, что «глупые» они весьма условно и лишь относительно. Проблемы были тоже. Например,
в том, что кандидаты и профессора получали столько же, а то и меньше работяг. Но на красную икру и Сочи с Иссык-Кулями хватало всем.

Что же с глупыми происходит сейчас? Знаете, наверное, старею, но мне их жалко. Передо мной проходят многие замечательные ребята, которые стали «глупыми» по неопытности, лени и другим «порокам», которые можно было бы устранить правильным воспитанием и обучением. Мне их жалко, потому что все они пойдут в «сферу услуг».




Это - будущие продавцы телефонов, булок с телятиной, работники магазинов, горничные и т.д.
И можно было бы сказать, что все профессии хороши . Если бы подобных профессий в процентном отношении было бы меньше производственных, научных, государственных. И если бы за них платили достаточно для обеспечения приемлемого уровня жизни. Но уровень жизни в России низкий, а куда ни плюнь, плюнешь в продавца-универсала. Ну, или в юриста.

Да, кстати, лазейку в виде «забабловых» ВУЗов тоже прикрыли сильно. Постепенно отсекая таким образом тех глупых, которые хотели проскочить «в красивую жизнь» за деньги родителей. Это правильно, конечно. Если бы организовали систему, обучающую и воспитывающую даже таких немотивированных лентяев.
Вместо этого было сказано, что образование - это услуга. Ведь не просто так появилась эта фраза.

Подумайте, мы услугу оказываем, а уже дело их принимать её или нет. От нас требуется только качественное оказание услуги. И резкое исчезновение из риторики слова «услуга» совсем не значит изменения ситуации на практике. Как было, так и осталось.

ЕГЭ был введён именно из-за этого. Понимаете, все сложнее и сложнее скрывать реальный уровень знаний ребят. Постепенно все начинают понимать, что он должен быть оценен двойкой по пятибальной системе.

В этом плане ЕГЭ очень удобен. Мы сами назначаем «проходной балл». А если вдруг до этого мы поработали плохо и не выяснили, каков он на самом деле… И после сдачи ЕГЭ оказалось, что «проходной балл» был нами глупо завышен… Мы можем запросто его понизить. А с опытом мы научимся устанавливать такой балл, чтобы все сразу сдавали. И всё тип-топ! Элементарно!

Это - одна из главных утилитарных целей введения ЕГЭ. Если не брать в расчёт конспирологической
(в коей я, впрочем, уверен) цели разрушения образования. А дальше мы научимся выставлять балл так, чтобы комар носа не подточил. И будем выпускать в обслуживающую сферу необразованных, неуверенных в себе людей с аттестатами.

Вы вдумайтесь, какой цинизм! Я, чиновник, сам буду определять уровень знаний. Захотел - сегодня знать столицу Узбекистана - это аж "пять". Захотел, и завтра "пять" -  это знать хотя бы столицу России.



А дальше через систему ТОПа школ, через подушевое финансирование, через сокращение учителей и так далее школы ставятся в «колено-локтевую» позу. И вынуждены крутиться.

Появляются школы, куда родители в очередях стоят, желая записать ребёнка. Школы профильные, элитные, ТОПовые. Стали они такими по многим причинам. Из-за района расположения и заселяющего его населения, из-за того, что грамотный советский директор сумел выстоять со своими подходами и остаться в должности и т.д.

Мне известна такая школа, например, где ребёнок для поступления должен проходить
в подготовительный класс целый год. И заниматься математикой и физикой. Это требует от родителей массы свободного времени. Наличия свободных денег. И автоматом «засасывает» детей только из тех семей, которые заинтересованы в обучении ребёнка. А после обучения?

image Click to view



Результаты ЕГЭ шокировали учителей, настолько, что Министерство образования вынуждено было снизить с 36 до 24, то есть на треть оценку, необходимую для получения аттестата о среднем образовании.

И, как уверяют эксперты, сегодняшние проверки тех, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов, - лишь кампания, которая должна отвлечь от самой главной проблемы - почему так много выпускников показали предельно низкий уровень знаний.

В результате во всех бедах начали винить реформу образования, вытеснившую русский и литературу из программы - но ведь тогда какой-то другой предмет, занявший их место, выпускники должны знать досконально. Но, как показали остальные экзамены, отнюдь.

Русский язык на 24 балла из 100 - это значит, что в тесте ЕГЭ теперь можно сделать 76 ошибок - и всё равно иметь шанс поступить в университет.

Тесты по-русскому языку подталкивают преподавателей натаскивать школьников на сдачу именно этих тестов. И вот парадокс - натренерованные на ЕГЭ школьники не только стали хуже владеть русским языком в целом, но и не могут осилить даже сами тесты. Возможно, именно поэтому со следующего года на экзаменах выпускникам вернут сочинение на заданную тему.

Оригинал

Социальный фронт, ЕГЭ, Образование, Выпускники, Перспективы

Previous post Next post
Up