Трудовое мужество

May 17, 2015 20:06


1 часть
2 часть
Народный комиссар авиации

Один из выдающихся организаторов советской промышленности Алексей Иванович Шахурин в годы войны был народным комиссаром авиационной промышленности СССР. Через тринадцать лет после войны он напишет книгу воспоминаний «Крылья победы».
 Это станет последним делом из многих, что осуществил Алексей Иванович за свою жизнь.
 Он расскажет о событиях предвоенной и военной поры, о товарищах, с кем пришлось работать, о взлёте нашей конструкторской авиационной мысли…    Люди, дела, факты...

Нарком авиационной промышленности  А. И. Шахурин сидел за столом усталый, измученный, с посеревшим лицом и красными, воспалёнными после бессонных ночей глазами.
 Только что, подчиняясь категорическому приказу правительства, вынуждены были отправиться в эвакуацию последние из остававшихся под «вескими» предлогами учёные и конструкторы: С. В. Ильюшин, Н. Н. Поликарпов, А. А. Архангельский, А. С. Яковлев.
 Нечеловеческое напряжение последних месяцев сказывалось - Шахуров стал резок, беспощадно обрывал посторонние, не по делу разговоры. Сам же работал в бешеном, на пределе возможностей, ритме.
Вопросы, требующие немедленного решения  большие и малые возникали ежеминутно.  Поездки по заводам и аэродромам, важнейшие заседания в Кремле, бесчисленные телефонные звонки… Суток не хватало.
Война! Хотелось, нет, настоятельно требовалось осмыслить многие неожиданности, что  она
принесла с собой.  Он её предвидел.
Готовился к ней сам, готовил к ней всех, с кем работал. Но даже ему пришлось пережить         болезненную ломку многих довоенных представлений. Шахурин позвонил Сталину.
Нарком считал своим долгом лично закончить эвакуацию всех предприятий авиационной промышленности и потому просил разрешения задержаться в Москве. Сталин, обычно не любивший корректировать, тем более отменять свои приказы, коротко ответил: «Хорошо, оставайтесь».
 Алексей Иванович понял, что за этим скорым, без колебаний согласием сделать именно для него, единственного из всех наркомов, исключение, стояла скрытая тревога и требовательное ожидание.
Нужны самолёты! Они нужны были как хлеб, как воздух! Ему, наркому авиации это объяснять не надо было. Немцы почти безраздельно хозяйничали в воздухе....
За Волгу, на Урал, в Сибирь - в эвакуацию двинулись тысячи эшелонов.

Составы с людьми, станками, заделом готовых деталей и заготовок, технической документацией. Работы по демонтированию заводов не могли приостановить даже налёты немецкой авиации.
 Каждый станок снимался на ходу, ещё сохранившим тепло рабочих рук. Цеха сборки сдавали боевые машины на заводских аэродромах прямо военным лётчикам. Если бы до войны его спросили о сроках переброски завода на новое место, ответ был бы один - не меньше года.
Трудовое мужество советских людей опрокинуло все здравые расчёты.
За десять дней октября было отправлено более 80% оборудования. А в январе-феврале Шахурин докладывал политбюро ЦК ВКП (б) об окончании эвакуации.
...Он видел эти составы, добравшиеся до места назначения. Вагоны, почерневшие от копоти. Со следами пулемётного обстрела.

С пробитыми осколками снарядов крышами. Голодными, замёрзшими , падающими от усталости прибывали на новые места люди. И эти люди, которым негде было жить, многие из которых не успели захватить из дома тёплую одежду, но которые взяли с собой всё необходимое для работы, сразу же начинали строить заводы, выпускать новые самолёты. Сначала из заделов. Потом полностью производя их на месте.
В результате к марту 1942 года выпуск самолётов увеличился по сравнению с довоенным.  К середине 1943 года наши ВВС по количеству самолётов превосходили немецко-фашистские в два раза. В этом была немалая заслуга коммуниста ленинского призыва, Героя социалистического труда, народного комиссара авиационной промышленности, генерал- полковника Алексея Ивановича Шахурина.
А сколько таких наркомов было по всему Советскому Союзу...


Вот я и думаю, а что, если к Бессмертному Полку присоединятся труженики, ковавшие Победу в тылу?

Авиапромышленность, Нарком, Эвакуация

Previous post Next post
Up