1 часть Рудаки 2 часть ФирдоусиШедевры поэзии Востока.
В начале 13 века
орды Чингизхана подвергли уничтожению и разграблению города и сёла Ирана и Средней Азии.
Монгольское нашествие нанесло серьёзный урон стране, затормозило её развитие и во многом отбросило назад.
Но народ Ирана сумел сохранить свое место в истории и культурную самостоятельность, потому что не мог примириться с создавшимся положением.
То тут, то там вспыхивали восстания, порою принимавшие очень широкий размах. Восстания жестоко подавлялись.
Большие, подлинные поэты не могли не чувствовать настроений народа в это трудное
время. По-разному отражали свою эпоху и её противоречия великие классики Ирана, выходцы из одного города - Шираза: в 13 веке - Саади, в 14 веке - Хафиз.
Саади ШиразиДля чего тебе, о друг мой, полный розами поднос?
Лучше б, друг, из «Гулистана» лепесточек ты унёс.
Свежим розам красоваться суждено немного дней.
«Гулистан» мой не утратит вечной свежести своей.
Саади (1201-1292) прожил долгую жизнь, почти столетие. Полвека своей жизни он провёл в странствиях и исканиях.
Когда чингизхановские орды приблизились к его городу, он покинул родной дом, бродил по свету и вернулся в родной Шираз уже пожилым человеком.
Умудрённый опытом, снискавший огромное уважение своими познаниями и художественными творениями, Саади создал знаменитые книги о том, как нужно жить, - прозаическо-поэтический сборник новелл
«Гулистан» («Цветущий сад») и поэму
«Бустан» («Плодовый сад»).
В 1258 году Саади написал произведение "Гулистан" ("Розовый сад"), где проза перемежается с поэзией. Его стихи полны доброты, юмора.
Часто в них он зашифровывал описание тех мистических состояний, которые испытывал на своём пути.
«Гулистан» - это книга, которая принесла Саади славу великого поэта-гуманиста.
Сборник коротких рассказов, в которых проза переплетается со стихами. В них описаны точные и тонкие наблюдения автора за годы странствий.
Поэма "Бустан" - трактат о правилах поведения, в котором центральное место занимает дидактическая сторона, - представляет собой поэму свыше 8 000 стихов, разделённую на десять отделов:
о справедливости и правилах мировластия,
о благотворительности, о любви, о смирении и скромности,
о покорности, о воздержности и довольстве судьбой,
о воспитании, о благодарности богу, о покаянии.
Последний, десятый отдел, содержит молитвы и заключение книги.
В персидской литературе "Бустан" представляет собой ярчайший и типичнейший памятник жанра дидактической поэмы, дающей кодекс житейской морали своего времени.
Отражая настроения долгих лет скитаний и борьбы, поэт призывает к мужеству, упорству, труду и, главное, - к правде. Потомки благодарны Саади за это. Недаром в1958 году по решению Совета Мира прогрессивное человечество праздновало 700-летие со дня завершения Саади работы над «Гулистаном».
В более острой форме, чем у Саади, народный протест отразился в лирике Хафиза (1326-1389).
Его поэтические газели принесли ему бессмертную славу одного из крупнейших лириков мира.
Газель - это лирическое, обычно любовное стихотворение. Первое двустишие определяет содержание газели и её название. В газели «День отрадных встреч» поэт передаёт свою тоску по друзьям, размышляет
об истинной, верной, самоотверженной дружбе.
День отрадных встреч с друзьями вспоминай!
Всё, что было теми днями, вспоминай!
Ныне верных не встречается друзей -
Прежних, с верными сердцами, вспоминай!
Всех друзей, не ожидая, чтоб они
Вспоминали тебя сами, - вспоминай!
О душа моя, в тенетах тяжких бед
Всех друзей ты с их скорбями вспоминай!
И, томясь в сетях настигнувшего зла,
Ты их правды сыновьями вспоминай!
И, когда польются слёзы в сто ручьёв,
Зандеруд с его ручьями вспоминай!(Зандеруд - это любимая Хафизом река, омывающая его родной город Шираз). Газель обычно завершается двустишием, куда вплетается имя или псевдоним поэта:
Тайн своих, Хафиз, не выдай! И друзей,
Их скрывавших за замками, - вспоминай!
(Перевод К. Ликсперова).
Но есть ещё одна особенность газели, ярко выраженная в творчестве Хафиза. В глубоко личное стихотворение поэт вставлял один-два стиха, в которых содержался бунтарский, обличительный намёк. Часто этот стих незаметно из-за рифмы сливался со всей газелью.
Именно в таком стихе Хафиз обличает подлость и приспособленчество. Исключительно лирическая, передающая сугубо личные переживания, газель вдруг получает иное звучание, она становится манифестом вольницы. В одной из газелей Хафиз писал:
Пусть же сгинет эта жизнь - умерщвляющий яд,
Славь, певец, другую жизнь - услаждающий сот!
Так, опережая время, мечтал поэт о другой жизни - жизни свободных и счастливых людей.
Персидская классическая литература превратилась, используя метафору одного из её творцов, в «сад роз». Лучшими его украшениями стали сочинения Рудаки, Фирдоуси, Низами, Омара Хайяма, Саади, Хафиза и других талантливейших мастеров слова.
Персы чтили поэзию как царицу искусств, а потому занимались ею со всей основательностью и полной самоотдачей. В персидской культуре она играла такую же первостепенную роль, как философия у древних греков или религия у древних евреев. Именно в лирике с максимальной полнотой раскрылся творческий гений персидского народа. Благодаря этому она смогла возвыситься до уровня культурного достояния мирового значения.
Источник , БСЭ