Учение Православной Церкви о царской власти

Sep 08, 2012 16:25


О Царской власти и о повиновении Богом установленным властям

Отрывок из книги «Меч Духовный в ограждение от сектантских лжеучений».

«Меч духовный…» составлен диаконом Иоанном Смолиным в 1911 году. Переиздан в 1995 году по благословению Архиепископа Екатеринодарского и Новороссийского Исидора усилиями Православного молодежного движения Кубани ввиду его острейшей потребности.

Из Богооткровенного учения о происхождении власти на земле вытекает такая истина: Сам Творец есть владыка всего видимого и невидимого: Он управляет народами и Царствами изначала, действуя в своем всепромыслительном попечении о мире и людях чрез человеческую власть, установленную Им в раю. В первом семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе - государстве. Отец его первый властитель - сын есть природноподвластный ему. Но как власть отца не сотворена самим отцом, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то отсюда и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно и всякой последующей между человеками власти есть в Боге, Творце человека, из Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется (Ефес. 3, 15).

Когда сыны сынов разродились в народ и в народы и от семейств возросло государство, необъятное для естественной власти отца, тогда Премудрость Божия дала высшие образы и новое имя предержащей власти, происхождение и развитие которой даже чувственным образом представила пред очи мира в избранном для сего народе, именно: в патриархе Аврааме Бог чудесно вновь сотворил и явил власть отца-родоначальника и постепенно произвел из него племя, народ и царство. Сам руководил патриархов сего племени, Сам воздвигал вождей и судей, со Своими божественными полномочиями. Сам царствовал над сим царством (1 Цар. 8,7); наконец, Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесные знамения Своей верховной власти. И таким образом, Его премудростию Цари царствуют (Притч. 8, 15) и сколько бы ни продолжались и ни размножались народы, как бы ни изменялись государства, всегда Всевышний владычествует над царством человеческим (Дан. 4, 22).

Для непрерывного единоначалия Бог в народе Своем поставил царя. И такие благочестивые цари, как Давид, Иосафат, Езекия, Иосия, представляют образцы того, как успешно самодержавный Государь может и должен служить к прославлению Царя небесного в земном царстве человеческом и вместе стем утверждению и охранению истинного благоденствия в народе своем.

Царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранного Богом лицу и народу. Нам об этом свидетельствует божественное обещание сего дара с клятвою: клялся Господь Давиду истиною и не отречется ея: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Псал. 31,11), вознес избранного от людей Моих (Псал. 88,20).

Да будет благословенно имя Господне от всех россиян, что эти благотворные и счастливые для отечества дары Божии - самодержавие и наследственность царской власти - дарованны России при самом возникновении и призвании ее к исторической жизни; свято, иногда и чудесно были охраняемы в течение истекшего тысячелетия ее исторической жизни; и неизменно переданы в священное наследие нашим временам и поколениям! Будем внимательны, и не будем беспечны! Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Береги же, Россия, и возжигай сильнее твой внутренний домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю и мрак на языки (Исх. 60,2), шаташася языцы и людие поучишася тщетным (Пс. 2,1). «С нами Бог!» С нами Бог благодатию православной веры и благодатным даром благословенного наследственного самодержавия»!.. (М. Филарет).

Богоучрежденность царской власти и таинственное сообщение Помазанникам Божиим полноты благодатных даров Св. Духа делает лицо Царево неприкосновенною святынею.

Не прикасайтесь к помазанным Моим и не лукавьте пред ними (Псал. 14,15); касающийся их - касается зеницы Ока Господня (Захар. 2,8). Даже и в мыслях своих не злословь Царя (Еккл. 10,20). Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей неисследимо (Притч. 25, 3). Кто раздражает его (Царя), тот грешит против самого себя (Притч. 20, 2).

Итак, учение о царской власти и о повиновении Богом установленным властям всецело основано на Слове Божием. И цари царствуют, и правители правят по воле Самого Бога и под Его непосредственным руководством: «Мною цари царствуют, - говорит Господь, - и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» (Притч. Сол. 8, 15-16). Слово Божие повелевает нам царя бояться и почитать, быть верными ему и хранить тайну его (Товит. 12, 7; Притч. 24, 21; 1 Петр. 2, 17); оно повелевает даже нечестивого царя почитать (Варух. 1, 11; 1 Цар. 21. 11-13; 4 Цар. 9, 34; Мф. 22, 21) и объявляет личность царя, помазанника, неприкосновенной (2 Цар. 1, 14-15; Пс. 104, 15).  На нас, христианах, по учению Православной Церкви, основанному на Слове Божием, лежит священный долг молиться за царя и начальников (1 Тим. 2, 1-4) и повиноваться им (Рим. 13, 1-5; ср. Тит. 3, 1-2). Для нас должны быть непреложны наставления св. ап. Петра и Павла: «будьте покорны всяческому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» (1 Петр. 2, 13), «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» (Тит. 3, 1). Непокорные же строго осуждаются. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет ис сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства, и злословят высокие власти» (Иуд. 1, 7,8; ср. Рим. 13, 4).

Будем же твердо помнить учение Слова Божия:

Воздадите кесарево Кесареви и Божия Богови (Матф. 22, 21). Бога бойтесь, Царя чтите (1 Петр. 2, 17). Бойся, сын мой, Господа и Царя, с мятежниками не собирайся (Притч. 24, 21). Царь - Божий слуга, тебе же на добро (Рим. 13, 1-4). Слово царское храни (Еккл. 8, 2), начальников, судей не злословь и князя (верховной власти) народа твоего не поноси (Исх. 22, 28). Будь верен до смерти и дам тебе венец живота (Откр. 2, 10).

Престолонаследие, Боже Царя храни!, Иоанн Грозный, Русский народ, Царь, Православное вероучение, о. Херувим Дегтярь, Николай II, русская государственность, Православная Церковь, Русский Царь

Previous post Next post
Up