Диптих Феликса Карелина - ответ прот. А. Меню и магистру А.В. Слесареву
Интересно, как относятся к богословию протоиерея Александра Меня люди, которые были близки к о. Александру. Большинство из них, будучи евреями по происхождению, вошли в лоно Православной Церкви в 50-60-ые годы минувшего века. Они тяготели друг ко другу и в конечном итоге составили по существу общину, ядром которой был о. Александр Мень. В круг его почитателей и друзей входили: Николай Эшлиман, Глеб Якунин, Лев Регельсон, Виктор Капитанчук, Феликс Карелин и многие другие, в том числе и в другое время Георгий Кочетков и Александр Капировский. Судьба отдельных представителей этого круга лиц различна. Одним из вариантов духовного исхода явилась судьба самого о. Александра. Кто-то из них, как например, Виктор Капитанчук, сохранил в целости и неповрежденности сыновнее чувство к Русской Православной Церкви, осененное строго православным, святоотеческим духом. Известно также и то, что запрещенный в служении Глеб Якунин был анафематствован Церковью (отлучен от церковного общения).
В этой связи вызывает интерес судьба Феликса Карелина, как пример того, насколько сложно еврею, оторваться от своих корней, от еврейства и как философии, и как системы жизни, и как мировоззрения, которыми пропитано у настоящего еврея все: мотивы, привычки, поступки, чувства. Национальные корни еврея можно уподобить некоему мощному плотяному магнитному телу, прочно удерживающему еврея на своей орбите.
На этом фоне Феликс Карелин - являет собой еще и пример превосходства человеческого духа над плотью, того превосходства, которое может быть реализовано сполна только во Христе. Карелин - пример духовного озарения, достигнутого силой Божией, заповедями Господа Иисуса Христа Спасителя, действием благодати Духа Святаго единственным путем церковного общения.
В то же время, духовные искания и поступки Феликса Карелина можно уподобить маятнику, который то восходил к вершинам святоотеческой мудрости, то сваливался в противоположной точке своей траектории в болото гностицизма, откуда веяло кабалой и откровенным жидовством.
Тем не менее, на вершинах своего духовного взлета, Карелин достигал определенной черты, духовного уровня, где он смог реализовать свои несомненные личные дарования и принести плод во благо Церкви. В один из таких периодов Феликс Карелин принципиально разошелся с о. Александром Менем, вплоть до полного разрыва отношений. Разошелся именно по глубинным вопросам понимания Святоотеческой традиции. В этот период Карелиным было написан труд - «богословский диптих», который он противопоставил воззрениям о. Александра Меня. В этом произведении Феликса Карелина, которое носит название «О домостроительных пределах Богоизбранности еврейского народа», Карелин блестяще разобрал все вероучительные заблуждения о. Александра Меня. Этот труд напрямую касается темы возникшего спора между мной и А.В. Слесаревым касательно трактовки изречения апостола Павла «…весь Израиль спасется» (Рим. 11).
Несмотря на сложность и противоречивость личности самого Феликса Карелина, следует, несомненно, поблагодарить его за этот труд и помолиться об упокоении его души. Собственно Феликс Карелин, дополняя митрополита Антония (Мельникова), исполнил то, что мы и обещали - привел святоотеческое толкование ложно понимаемого магистром А.В. Слесаревым (вслед за о. Александром Менем) мест из послания Апостола Павла.
см. следующее сообщение