Предание, ставшее Праздником - Введение во храм Пресвятой Богородицы

Dec 05, 2011 16:24

Введение во храм Пресвятой Богородицы



Тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение
и человеков спасения проповедание:
в храме Божии ясно Дева является
и Христа всем предвозвещает.
Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Пречистый храм Спасов, 
многоценный чертог и Дева, 
священное сокровище славы Божия, 
днесь вводится в дом Господень, 
благодать совводящи, 
Яже в Дусе Божественном, 
Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Задостойник праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася,
како Дева вниде во святая святых. 
Яко одушевленному Божию кивоту,
да никакоже коснется рука скверных,
устне же верных Богородице немолчно,
глас Ангела воспевающе,
с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Учебник духовно-нравственной культуры
Материалы учебно-методических пособий.
Автор: Осадчая О.О.
http://dnkultura.ortox.ru/vtorojj_god_obuchenija/view/id/9063

Вся история Нового Завета начинается с появления на свет маленькой девочки, которая станет Матерью Спасителя. В Священном Писании ничего не говорится о Рождестве Пресвятой Богородицы.
Священное Предание древнее Священного Писания. От Адама до Моисея не было священных книг. Моисей по откровению Божиему написал книги, которые вошли в состав Ветхого Завета. Иисус Христос Своё Божественное учение передал ученикам не в письменном виде, а словом и примером Своей земной жизни, а те уже потом, всё записав, составили книги, которые вошли в Новый Завет.

Таким образом, Священное Предание и Священное Писание как два крыла у птицы: с одним крылом птица не взлетит.

События Рождества Пресвятой Богородицы, согласно Преданию, произошли в небольшом городе Назарете, где жили Ее престарелые родители: Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. 50 лет Иоаким и Анна вымаливали у Бога чадо. Достигнув преклонных лет, когда теряется уже для людей всякая надежда стать отцом и матерью, благодаря своей крепкой вере и надежде на Всемогущество Божие, по молитвам своим Иоаким и Анна  получают чистый дар неба - Преблагословенную Марию. На протяжении многих десятилетий Бог готовил Иаокиму и Анну к принятию Той, Которая Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов.  Своей добродетельной жизнью святые супруги приготовили себя к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии,  Матери Господа Иисуса Христа. События рождества Пресвятой Богородицы, согласно Преданию, произошли в небольшом городе Назарете… <...>




Иоаким и Анна любили Господа всем сердцем. Это были очень добрые, скромные, пожилые люди, которые с полным правом могли бы быть в почете у людей, если б у них были дети… Но бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно. Испра­шивая у Бога рождение ребенка, Святые Иоаким и Анна дали обещание - посвятить родившееся у них дитя на служение Господу. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании чада. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

По древнему преданию, Иоаким в пустыне, а Анна в горнице, получили радостную весть от Архангела Гавриила, что услышана их молитва. Спустя некоторое время у них родилась Дочь, которую они назвали Марией.




Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить обет, данный Богу.
Толковый словарь даёт следующее определение слову «обет»: Обет - это обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать.




Обет, данный Богу, - это добровольное обещание посвятить Ему себя или сделать какое-либо доброе дело, в ответ на Его милость, благосклонность и благословения.

Причины, побуждающие людей давать и исполнять обеты Богу, самые разные. Многие дают особенные обеты Богу перед наступлением какой-нибудь беды, угрозы. Многие берут обет ради близких, которые попали в трудные обстоятельства жизни, с просьбой даровать им помощь.

В этом случае выражается надежда человека на Бога и готовность воздать Ему благодарность за избавление от беды или за особый успех дела. Такие обеты воодушевляют человека среди напастей и смиряют при успехах. Не себе, а Богу приписывает человек избавление от бед или успех в деле.

На Руси существовали определенные виды обетов Богу: построить храм, сходить на богомолье в монастырь, поставить "пудовую свечу", поработать на монастырь. В любом случае,  обет неразрывно связан с понуждением себя, с самопожертвованием.

Давая какой-либо обет Богу, человек должен помнить, что лучше не давать Богу особенных обещаний, чем, дав обет, относиться к нему легкомысленно, исполняя только внешне, или даже совсем не исполнять.

В житии преподобного Феодосия Печерского описывается такой случай. Когда он был игуменом Печерского монастыря, один боярин, отправляясь на войну, дал обет: если возвратится живым и здоровым, даст в обитель две гривны золота и сделает из них венец на образ Богородицы. Война закончилась благополучно, боярин возвратился домой целым и невредимым, но забыл свое обещание. Вскоре ему было видение: Сама Пречистая Богородица грозным гласом укорила боярина в неисполнении обещанного, так что он, пораженный, тотчас исполнил все, что обещал.

Первое обетование в истории человечества было дано людям (Адаму и Еве) Самим Богом - о пришествии в мир Спасителя. Таким образом, Бог Своим примером учит людей строго выполнять обетования, т. е. обещания, данные не только Ему, но и людям.

В благодарность за снятие позора бесчадия, которое лежало на их семье, дитя, которое они вымаливали столько лет, Анна и Иоаким обещали отдать на служение Богу.

Итак, когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна, исполняя обет, данный Богу, привели свою трёхлетнюю Дочь к Иерусалимскому храму, чтобы посвятить Её на служение Богу.

Предание повествует, что в Назарете к торжеству посвящения приглашены были все родственники и знакомые. Пречистую Деву Марию украсили с царским великолепием и, кроме того, пригласили для сопровождения Ее юных девиц. И вот процессия двинулась из Назарета в Иерусалим: впереди шествовали с зажженными свечами юные девушки, поющие псалмы Давида, за ними Иоаким и Анна, которые вели за руки свою Преблагословенную Дочь, замыкали процессию родные и знакомые.



Три дня с краткими остановками для отдыха двигалось это торжественное шествие. Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Там отроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников.

В храм вела высокая лестница. Трёхлетняя Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по ней. Но, как только Её поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она, быстро преодолев все ступени, взошла на верхнюю.


Затем первосвященник ввёл Пресвятую Деву в Святое святых. Ввести маленькую девочку в «Святое святых» было вопиющим нарушением закона благочестия древних иудеев. Сам Захария - священник, сделавший это - имел право заходить в эту часть храма только раз в году с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились этому необыкновенному событию.
Конечно, это было сделано по внушению Божию.

Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета - главной святыни иудеев.

Ковчег в Ветхом Завете был вместилищем Бога и местом особенного Его пребывания - Престолом Божиим.
Пророк Иеремия спрятал его на горе Нево. Именно на эту гору поднялся и больше уже не вернулся пророк Моисей, которому Бог и повелел сделать этот ковчег.

Итак, во втором храме, которому Пророки предрекали большую славу, чем была у первого, не было Ковчега Божия. Само слово «ковчег» или «киот» буквально означает некое вместилище. Премудрости Божественной было угодно, чтобы будущая Матерь Божия, истинный Ковчег Божий, пребывала там, где хранился Ее прообраз - Ковчег Завета. День Введения во храм Пресвятой Девы Марии - день явления миру избранной Богом, чистейшей из всех живших на земле, не имевшей и тени греховного помысла.



Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария осталась жить при храме. Пресвятая Мария в начале своей жизни при храме была помещена в здании для девиц. Пречистой Отроковице Марии, помещенной в обители дев, были приставлены старше Ее по годам девицы, искусные в знании Священного Писания и рукоделии. Они учили Ее читать Священные книги, прясть шерсть и лен, вышивать шелками, ткать и шить священные одежды. Иоаким и Анна нередко посещали свою Преблагословенную Дочь. В короткое время Пречистая Отроковица изучила Священное Писание Ветхого Завета и постигла все искусство рукоделия. Поучение в Писании было Ее любимым занятием. В обители девиц Ей было отведено особое место для отдыха. Молилась же Она всегда во Святая Святых где принимала от Архангела Гавриила особую нетленную пищу. Очевидцем явления Ей Ангела с пищей многократно был сам  Захария.

«Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
При храме Божием Пресвятая Дева воспитывалась около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Исполняя во всем волю Божию, Она решила посвятить всю свою жизнь только одному Господу и дала обет никогда не выходить замуж.
Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, - время наступления совершеннолетия, - по закону Ей уже нельзя было оставаться при храме. Воспитателям нужно было или возвратить Ее родителям, или выдать замуж. Так как праведные Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, и Мария осталась сиротой, то священники хотели выдать Ее замуж, но юная Дева объявила им о Своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда первосвященник и священники храма, не желая оставить Деву Марию без покровительства, по внушению Божию, обручили Ее восьмидесятилетнему праведному старцу Иосифу, который был дальним родственником Марии и происходил так же, как и Она, из рода царя Давида. Иосиф был бедным плотником и жил в Назарете.

Вот как об этом событии рассказывает предание. По повелению Божию, первосвященник собрал двенадцать благочестивых и престарелых мужей из рода царя Давида, взяв у них жезлы, вошёл в святилище и всенародно молился, чтобы Сам Бог указал мужа, достойного обручиться с Девой Марией. На всю ночь жезлы были оставлены в храме. Уром следующего дня первосвященник со служителями вошли в храм и увидели, что жезл Иосифа расцвёл. Когда первосвященник стал раздавать жезлы, то сверху на жезл Иосифа слетел голубь.
Сначала Иосиф стал было возражать, говоря, что он имеет в доме взрослых детей: четырёх сыновей и двух дочерей, но затем, покорясь воле Божией, обручился с Марией, но не для того, чтобы стать Её мужем, но быть Ей вместо отца.


В предании говорится о том, что Дева Мария вначале также  опечалилась решением священного совета и необходимостью оставить храм, но Ей было особое откровение, чтобы Она не сомневалась идти в дом Иосифа - мужа праведного, который принял Ее из рук архиерея и священников не на обычное супружество, но на соблюдение Её чистоты, и под именем мужа сделался хранителем и служителем Её высокой святости.

Предания Церкви, Введение во храм Пресвятой Богородицы

Previous post Next post
Up