Григорий Ефимович Распутин (Новый) - знамение воскресающего Царства (начало)

Dec 27, 2013 15:38


Григорий Ефимович Распутин (Новый) - знамение воскресающего Царства



13 декабря 1913 года в Санкт-Петербурге в православной театре «Странник» состоялся вечер памяти Друга Царской Семьи Григория Ефимовича Распутина-Нового и ближайшей подруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны - Анны Александровны Танеевой-Вырубовой (монахини Марии). Организатор и ведущая вечера - поэтесса Елена Викторовна Васильева. Выступить на вечере были приглашены: Юрий Юрьевич Рассулин (тема выступления - «Старец Григорий Распутин - знамение воскресающего Царства») и Ольга Николаевна Баранец(тема выступления - «Анна Вырубова - автор подлинных воспоминаний о Святой Царской Семье»).

Вниманию читателей предлагается текст статьи Ю.Ю. Рассулина, специально подготовленной к этому событию, и положенной в основу устного доклада.
Статья опубликована на Русской народной линии:
http://ruskline.ru/analitika/2013/12/20131227/otvet_klevetnikam_rossii/

Мы находимся на том поворотном историческом рубеже, когда отношение к старцу Григорию Евфимовичу Распутину-Новому начинает меняться коренным образом. Приведу один симптоматичный пример. Актер Алексей Петренко, сыгравший роль Григория Распутина в фильме Элема Климова «Агония», и изобразивший его в крайне неблагоприятных тонах (сатир, фавн, демоническая личность), вдруг высказался относительно своего кинематографического персонажа в совершенно ином духе:

«У меня нет какого-то предвзятого, однозначного отношения к этому человеку. Мне кажется, еще не пришло время объективно его оценить. Это вопрос будущего. Ведь, как видите, о нем говорят, пишут книги, снимают фильмы, но постичь природу этого явления в российской истории за все прошедшие годы так и не смогли. Значит, далеко не так просто понять этот феномен, дать ему оценку. Бесспорно, это была очень крупная, скажу даже больше - божественная  личность. И мы сейчас находимся лишь в самом начале пути, ведущего к осознанию его роли в истории нашей страны. Не сомневаюсь, что роль эта велика и таит в себе немало неразгаданных тайн».

Постепенно меняется не только мнение творческой интеллигенции, но и мнение священноначалия. Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи в сане митрополита и являясь по существу противником канонизации Царя Иоанна Васильевича Грозного и крестьянина Григория Ефимовича Распутина, допустил возможность и даже необходимость исторической реабилитации этих личностей. Мнение Святейшего патриарха Кирилла (митрополита Кирилла), было высказано публично в телепрограмме «Голос пастыря» (2008 г.), а также в телепередаче «Имя России» (2012 г):

«Если возникают новые исторические данные, или может быть старые исторические факты, но до сих пор неизвестные, о том, что Иоанн Грозный вовсе уж не такой грозный, что он совсем не был тираном, что он был добрым и хорошим правителем, то нужно в первую очередь настаивать на исторической реабилитации этой личности, на основании определенного исследовательского процесса, нужно этот процесс организовать, создать комиссию беспристрастных историков, исследователей и постараться действительно восстановить подлинный облик этого человека»



Святейший патриарх Кирилл сделал допущение, что Царь Иван Грозный и крестьянин Григорий Распутин не были такими уж дурными  персонажами русской истории, но что это надо доказать:

«А может быть, Грозный не был уж таким страшным тираном, как его рисует историческая наука? Весьма может быть, но это нужно доказать. <...> Я за то, чтобы научным способом, через привлечение соответствующих экспертов была предпринята попытка разобраться в исторической роли, значении таких людей, как Иван Грозный, Распутин».

Чтобы смягчить эффект от своего фактического благословения на публичное обсуждение темы Грозного и Распутина, чтобы его слова не звучали в известной мере диссонансом негативной позицией официальных представителей Церкви, патриарх Кирилл вновь резко обозначил тему раскола:

«Не нужно стихию светского мира привносить в церковную жизнь, не нужно будоражить Церковь, и тем более, не доводить Церковь чуть ли не до раскола...».

Несмотря на столь категоричное отношение к безусловно негативным явлениям, все же следует отметить, что слова святейшего патриарха Кирилла - это уже не есть парализующий, обездвиживающий однозначный запрет темы, а есть, по существу, прямое руководство к действию.

Поставленная святейшим Патриархом задача не является простой хотя бы по той причине, что над объективным и непредвзято настроенным исследователем довлеет груз уже устоявшихся стереотипов относительно личности Григория Распутина. Схема и образ его восприятия были сформированы еще при его жизни и со временем претерпели процесс коксования, окаменения. Поэтому преодолеть этот стереотип восприятия путем  исследовательской публикацией, диалога, дружеской дискуссии очень трудно. Живительные соки правды подчас не в силах проникнуть сквозь толщу склерозированных нагромождений лжи.

Тем не менее, этот колоссальный труд по расчистке завалов укоренившихся заблуждений был блестяще проделан впервые Олегом Алексеевичем Платоновым, а затем рядом авторов, которые, исторически аргументировано и весомо опровергли все свидетельства и доводы против Григория Распутина.

Прошел этот путь и я, еще раз представив развернутое возражение по многим вопросам, частично ссылаясь на исследования Платонова и других авторов, частично руководствуясь своим собственным анализом доступных источников.

К каким выводам я пришел?

Григорий Распутин - этап русской истории, этап, который еще не пройден русским народом.

Григорий Распутин - личность эпическая, легендарная, былинный богатырь, Микула Селянинович.

Григорий Распутин - это и есть та национальная идея Русского народа, о которой так много разговоров сегодня.

Григорий Распутин, прежде всего, и, несомненно - святой.

Черниговский старец схиархимандрит Херувим (Дегтярь) считает Григория Распутина великим праведным старцем и страстотерпцем.

Великий праведный старец страстотерпец Григорий. На чем основано это утверждение. Прежде всего, на духовном ощущении, на внутреннем чувстве или, если хотите, на вере, а потом уже все остальное.

Но мы не ангелы, и наше внутреннее духовное начало нуждается в психологических и логических подпорках. По нашей духовной немощи веру следует подпереть твердым фундаментом из аргументов и фактов.

С аргументами и фактами проблем нет - их предостаточно. Проблема в их интерпретации. А интерпретация личности Григория Распутина и его роли в русской истории разная.

Ситуация такова, что с одной стороны есть почитание Царского Друга в среде православных. Более того, есть желание части верующих людей прославить Григория Распутина в лике святых.

С другой стороны, есть некая жесткая установка, формирующая отношение к Григорию Распутину сверху. И установка эта заключается в том, что этому человеку  априори отказано быть канонизированным Церковью, поскольку он есть «воплощение порока, персонаж истории абсолютно отрицательный».

Между этими полюсами создается внутреннее напряжение соборной совести церковного народа, совершенно ненужное и искусственное, которое надо преодолеть. Не замолчать, не уклониться от рассмотрения вопроса, но найти истину и на ней утвердиться.

Сделать это можно только рассмотрев  явление в самом существе, поняв его основу, структуру, каркас. Необходимо вскрыть наиболее острые, болевые вопросы, сдернуть ширмы, убрать фиговые листочки. Нужно найти правильную мировоззренческую позицию, отправную точку, выбрать основополагающую линию, придерживаясь которой можно было бы распутать этот клубок противоречивых мнений, фактов, свидетельств.

Для этого прежде необходимо ответить на сопутствующий вопрос: а зачем это надо православному человеку? Почему, собственно, это для нас так важно? За что ломаем копья? Каковы мотивы, насколько они высоки или низки. Что движет нашим интересом: похоть очес, похоть плоти, и гордость житейская, потакание своим страстям, любопытство, или нечто совершенно иное, противоположное, что не противоречит духовному устроению христианской души?

Что собственно нужно православным? Ответ: быть с Богом - вот наша цель. Во всех сторонах бытия православный верующий человек ищет то самое бесценное сокровище, духовный жемчуг, щедро рассыпанный Господом Богом по лику Русской земли, что собственно и составляет проявление той духовной, прекрасной основы мира, Божественной гармонии и красоты, которая от Бога, а не от мира сего, что освящено Божественной благодатью. Вот мы и ищем проявления этой благодати - той духовной манны, которой питается наша христианская душа. Благодати нет - нам плохо, мы погибаем духовно.

Отсюда совершенно естественным образом формируется наш политический идеал - Святая Русь - место, или территория, особо освященная Божественной благодатью. Мы желаем, чтобы и дети, и внуки наши возрастали на этой благодатной почве, а не в окружении извращенных ценностей апостасийной Европы или языческого востока.

Для православного главное - целостность жизни, целостность мироощущения, целостность личности. Но мы видим, что наша жизнь раздроблена, мы ощущаем на себе дыхание антихриста. Мы, русские - Народ Божий, Новый Израиль, вкушаем горькое лекарство страданий, преподанное нам Богом для исправления путей наших. Мы заблудились, потеряли путеводное начало нашего бытия. Были зрячие, а стали слепые. И случилось  это в момент, когда Царь был отвержен.

За что попустил Господь случиться этому несчастью - за равнодушие и теплохладность. Мы все помним слова из Апокалипсиса:

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»

Именно равнодушие и теплохладность повлекли за собой предательство Царя. Таким образом, русский дух дважды был уязвлен дьяволом. Первая язва - равнодушие и теплохладность, вторая - предательство Царя. Сначала первое, потом второе. Сначала равнодушие и теплохладность, потом предательство и «отречение».

Последствия наступили незамедлительно. Русский народ, русский мир раскололся, перестал быть целым. Народ ослеп и обезумел, и русские люди начали проклинать Бога, Царя и убивать друг друга.

Причина ясна, казалось бы, надо устранить ее, и русская жизнь наладится. И вот мы прославили Царя. Тем самым, прославлением Царя Николая II  и всей Царской Семьи исцелена язва предательства. Мы больше не предатели и мы хотим Царя. Да, Господи, мы хотим Царя. Нам надоели временщики, секретари, президенты, дай нам Царя. Мы просим Царя, а Царя нет. Почему? Потому что остается не исцеленной вторая язва - равнодушия и теплохладности - тех самых отвратительных качеств, которые уже привели один раз к страшной катастрофе. Не потому ли нет Царя, что «зле» просим? «Просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете». Вот вынесенный нам приговор. Просим не ради правды Божией, а ради сластей житейских.

Чтобы Господь даровал Царя, нужно доказать, что мы способны сберечь это сокровище, что мы готовы служить Царю верой и правдой и больше его не предавать. Это возможно только при условии, что будет исцелена язва теплохладности и равнодушия. Как  же  доказать нашу готовность, нашу искренность и нелицемерность нашего желания? И где тот барометр нашего духовного состояния, тот датчик, тот ориентир, тот рубеж, который надо пройти, чтобы доказать свою ревность?

Вот тут-то как раз и всплывает личность Царского Друга Григория Евфимовича Распутина-Нового. Вот он и есть тот самый духовный индикатор, духовный тест, некий рубеж и черта, проведенная Богом для Русского народа.

Но при чем здесь Распутин? Святой он - не святой, прославить - не прославить, нам то что от этого?

Удобнее разобрать это на конкретном примере.

В журнале «Благодатный огонь» (приложение к журналу «Москва»), № 11 за 2003 год напечатана статья Игоря Смыслова, которая называется так: «Распутин: знамение погибшего царства», где наиболее  отчетливо и систематизировано представлены все обвинения и претензии против Григория Распутина. Статья Смыслова - развернутая версия официальной позиции, изложенной в двух приложениях к известному докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) по поводу возможности прославления Святых Царственных Страстотерпцев (приложения IV и V). Несмотря на то, что статья Смыслова написана несколько лет назад, затронутые в ней вопросы не теряют своей актуальности сегодня. Речь идет о растущем в церковном народе почитании убиенного Григория Ефимовича Нового (Распутина). Линию Смыслова продолжает сегодня, например, Светлана Федоровна Колосовская в серии докладов на тему «Искушение Распутиным». Отношение к тому, о чем ведет речь Смыслов, Колосовская и те, кто разделяет их позицию сегодня, крайне важно для православного русского человека. Поэтому сформулируем свой ответ современным хулителям Друга Царской Семьи старца Григория Евфимовича Распутина-Нового.

Ответ будет таков.

Направив свою критику против Григория Распутина, Смыслов по существу наносит мощнейший удар по Святим Царственным Мученикам! В его статье делается запоздалая, отчаянная, нелепая и плохо скрываемая попытка оскорбить Их веру, перечеркнуть Их православие и церковное благочестие, что, по существу, преследует цель подорвать основу Их почитания и святости. Эту статью мы рассматриваем не только как удар по Помазанникам Божиим, но и как удар по России, по Святой Руси, по Русскому Самодержавию и Русскому народу.

Статья написана в очень убедительном тоне. Главное оружие здесь - его величество факт. Факты взяты из мемуаров различных современников Распутина, которые его видели, знают, свидетельствуют. В общем, расчет на то, что против факта возразить нечего. Если добросовестно вникнуть  в рассуждения Смыслова, то представится следующая картина или некая интересная схема.

Первое, царица (т.е. святая Царица Александра Феодоровна) - неврастеничка.

Второе, Распутин - хлыст, проходимец, магнетизер (экстрасенс), сектант, похотливый мужик, пьяница, плюс ещё артист, злобный расчетливый интриган, кощунник, мало того - германский шпион. А если допустить, что он совращал женщин в день после причастия, как об этом честно и прямо заявляет, конечно же при этом ссылаясь на кого-то, Игорь Смыслов, то это уж прямо сатанизм. Значит он сатанист. Не много ли для одного человека? Прямо исчадие ада, а не человек. И все это уважаемые люди подтвердить могут, клянутся, что сами видели... ну, в крайнем случае, слышали, но уж читали-то точно! Поверим им, вне всякого сомнения - читали. Кстати и фамилия-то у него подходящая, вроде как клеймо какое-то родовое - Распутин. А писатель Валентин Распутин не его ли родственничек, а? Может и он артист пополам с аферистом. А может ему лучше фамилию поменять от греха подальше или псевдоним взять, чтобы не марать своего имени таким неблагозвучием. Но продолжим далее.

Третье, царица (не просто неврастеничка, а буквально истеричка) проявила полное духовное невежество и слепоту, более того, преступную слепоту, привечая этого ..., слушая его, позволяя лечить Царевича. Да пускай бы он лучше помер этот царевич, нежели допустить такой позор. А лобызалась-то с ним, это с кощунником-хлыстом-то, с развратником-то, троекратно!

Четвертое, а царь-то? Хорош! Внимая, понимаешь, этой своей... половине,  не смел прекословить. То есть в государственных делах, где на карту ставилось судьба Отечества, судьбы Народа, Церкви, он слушал совета жены-истерички, находившейся под гипнозом немецкого шпиона, к тому же развратника, скандалиста и пьяницы. То есть царь, мягко говоря, не только не проявил государственной мудрости, твердости, а наоборот, проявил полную бесхарактерность, бездарность, преступное безволие, попустительство, малодушие. Вдвойне преступное потому, что он, как следует из писаний господина Смыслова, понимал, кто этот хитрый и страшный мужик, но в угоду жене и преступным планам проходимца-сектанта-шпиона, сознательно готов был погубить Россию своими беспринципными, бездарными решениями. Более того, он пренебрег советами многих умных людей, истинных патриотов России, видевших спасение страны то в даровании свобод народу, то в учреждении Государственной Думы, то в конституции,  то в ограничении самодержавной власти царя, то в образовании ответственного министерства  и прочее. Но германская клика в лице Царицы, Распутина и Вырубовой и прочих Сухомлиновых и Протопоповых не позволила осуществить эти реформы и спасти Россию. Чем же закончилось в результате бездарное, преступное правление Русского Самодержца? Известно чем - страшная революция, братоубийственная война, море крови, геноцид народа, разгром Церкви. Последним деянием ничтожного царя явилось его безвольное отречение. А что можно было ожидать от такого царя? Как не верти, царь-то наш хоть и святой, а по всему видать, дурень оказался. Ему умные люди советовали, как спасти Россию. А он кочевряжился! Да вышвырни он Гришку-то, да послушайся умных-то людей, глядишь, все по иному пошло бы. А он с ними, как все равно с предателями, а Родзянку видеть не мог. Нет, чтобы поднять полки, расстрелять всех изменников, навести порядок. Так нет же, отрекся. Он, видите ли, не хотел проливать русской крови! Да его за это мало в петлю сунуть, продал Россию хлысту...

- Стоп! О ком идет речь? Ведь это же святой Царь-Помазанник Божий.

- Ну, насчет помазанника пока опустим. А вот святой ... да за что же он святой-то. Трубку курил, Россию продал хлысту, народ в крови утопил. А Бога? Какой же он православный христианин? Ведь если разобраться никакого благочестия-то у него вместе с царицей и не было. У старцев не окормлялись, настоящих духовных наставников и советников не имели, слушались хлыста, сектанта, христопродавца. Кто же они сами-то после всего этого, не хлысты ли, раз с хлыстом лобызались. А то, что причащались, то это ерунда, Распутин тоже причащался, но это не мешало ему быть хлыстом, значит и царь с царицей хлысты. Так что о святости царя и царицы забудьте.

- А как же чудеса, иконы мироточат, видения людям, во сне явления? Ах, вот оговорился, во сне.

- Правильно, да это же  явная прелесть. Вы почитайте, что святые отцы-то говорят, Игнатий Брянчанинов, например. Да можем ли мы, нынешние, падшие, грязные сподобиться каких-то видений. Ну, ясное дело - не может, так что явная прелесть.

- А как же иконы?

- Так то бесы! Да, это они озорничают, смущают, понимаешь, простецов: то миро, то благоухание - бесы, точно бесы. А кто там пытается к фактам апеллировать? Пустое это, даже и не пытайтесь. Мы таких видали. Платоновы новоипеченные, понимаешь, нашлись, с бохановыми вместе. Да это же и не историк-то вовсе, Платонов-то. Так, фуфло какое-то. Вот Миллер - эт-дааа! Вот это вот историк. Или вот Феликс Юсупов, возьми хоть Родзянку или Труфанова. А Пуришкевич? Как пишет, а? Как он ему пулю, да в голову, э--х прям дрожь берет - лихо да и только. Так что с Распутиным не лезь, а то у нас, если надо, и Пуришкевичи с Юсуповыми найдутся. А то нашлись тут, понимаешь, радетели. Раскольники! Сектанты!! Хлысты!!! Ууу... Всех...в гробину их!!! Так что не суйтесь, ребяты. У нас помоев и ушатов много. Мы откуда хошь возьмем, хошь с мемуаров, а хошь с архивов. Там есть документы, в них все сказано: сколько пил, да сколько спал, да с кем, и про баню тоже, и про глаза. Ох уж эти глазищы, вытаращит свои зенки - дрожь берет.

Вот такая логическая схема, представленная в художественно-развернутом виде. Смысл ясен, подведем итоги и сделаем некоторые выводы.

Если господин Смыслов прав, и мы считаем Григория Распутина негодяем, то неизбежен вывод: Царь и Царица - преступники, т. к. проявили преступную слепоту, недопустимую для Их положения, приблизили к себе человека, руководимого дьяволом, что обернулось тяжелейшей трагедией для вверенного Им Богом народа и гибелью православной Державы Российской. Именно такую трактовку исторических событий до сих пор пытаются навязать нам силы, погубившие и Русского Царя, и Русское Самодержавие. Что может быть страшнее этого обвинения? Если Распутин негодяй, с неизбежностью следует признать, что все, кто предал Государя, вовсе не предатели, а радетели о благе Отечества, спасатели. Их протест против неудовлетворительного, более того преступного, с их точки зрения, царствования последнего Императора правомерен и справедлив, а понесенные ими притеснения со стороны верховной царской власти возводят их в ранг гонимых во имя народного блага. Все переворачивается с ног на голову, возникает полная бессмыслица в трактовке событий царствования Николая II и исчезает основание для причисления Царя и Царицы к лику святых.

Что это значит? Это значит, что русский мир по-прежнему расколот, а наши чаяния на этом обрываются. Если мы не можем отстоять своего Государя и защитить его от клеветнических выпадов, то о каком исцелении язвы «теплохладности и равнодушия» можно вести речь? Как можно вымолить Царя и наследовать Царствие Небесное, если допущением того, что Распутин негодяй, проходимец и авантюрист, в среде церковного народа открыто и безнаказанно ставится под сомнение святость Святой Царской Семьи?

А это и есть страшное существо логических построений и доказательств всех противников старца Григория. Это и есть философия абсурда. Убийственная, разрушительная, ядовитая логика, логика смерти.

Окончание статьи

Старец Григорий Распутин, Святая Царская Семья, Григорий Распутин, Николай II, Русский народ

Previous post Next post
Up