Что значит быть русским.

Jul 02, 2011 00:59


Григорий Ефимович Распутин-Новый - выразитель русского типа личности
отрывки глав из книги Ю.Ю. Рассулина

«Великий праведный старец страстотерпец Григорий»

Русский государственный идеал
(из главы 6-ой)У каждого народа есть свой идеал. Русский идеал от Бога. Это идеал Божьей правды на земле. Его воплощение в истории Русского народа всякий раз означало, что само Небо опускалось на грешную землю. Смысл сказанного точно передают слова Царя-Пророка Давида: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче: Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой» (Пс. 84).

Божественное изречение относится к Самому Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, тайне Боговоплощения. Но таинственный смысл слов многогранен, его следует понимать гораздо шире, как всякий акт Божественного домостроительства, всякое проявление Божественной милости к погибающему роду человеческому. В этом контексте слова Псалмопевца, прежде всего, подчеркивают значение власти Помазанника Божьего на земле, которая в мистическом отношении переносится на все человечество, на весь мир, как земная власть от Бога, но видимым образом эта власть распространяется на особую территорию. Эта земля свята. Она составляет удел Божьей Матери, Дом Пречистой Богородицы. Эта земля прославлена житием Божьих угодников, освящена Богом через многочисленные чудесные явления Божественных сил, эта земля - преддверие Неба, подножие Престола Господня (выражение святого праведного Иоанна Кронштадтского) и носит название Святая Русь, Россия. Но, несмотря на духовную природу, подобно тому, как бывший некогда град Китеж, давно приобрел значение духовного символа, Святая Русь - явление не умозрительное, а совершенно реальное, осязаемое, как реальны духовные подвижники - носители Божественной благодати, выразители Божественной правды и свидетели духовного мира. Видимые очертания Святой Руси определены границами Державы Государства Российского, в пределах которого, прежде всего, распространяется законная власть Помазанника Божьего.

«Истина от земли возсия» - это православный Царь, Божий Помазанник, а за ним весь православный Русский Народ Богоносец, вся Русская земля - Русь Святая. Великое достоинство Православного Царя возводит его в ранг лучших из сынов человеческих, достойнейшего из достойных, в лице которого соединены высокая духовная миссия Богоизбранного вождя православного народа с государственным призванием верховного правителя могучей Державы.

«Правда с небесе приниче» - это Господь Дух Святой, сошедший и осенивший Русского Царя на дело великого служения в таинстве миропомазания и венчания на Царство. В этом таинстве вместе с Царем участвует Божий Народ, который добровольно поступается своей богодарованной свободой, делает свободный нравственный выбор и подклоняет выю под иго Божие, которое благо есть, и возлагает на себя бремя служения Богу и Божьему Помазаннику - Царю. И сие бремя - легко есть для Народа-Христианина, для Народа-Богоносца. Таким образом, Русский Народ добровольно, свободно и без принуждения покоряется Царю, Помазаннику Божьему, ограничивает свою свободу, скрепив в 1613 году изъявление своей воли страшной клятвой любви и верности до смерти на все времена вплоть до Страшного Суда. Через свершившееся таинство Русские люди поставляются на высокое служение, в котором главным вдохновляющим началом является верность и любовь к Богу, Божьему Помазаннику и православному Отечеству.

Без Православного Царя спасение человеческого рода на грешной земле, отданной в удел, а лучше сказать захваченной князем мира сего, сделалось бы невозможным. Царство - одно из непременных условий спасения наряду с Церковью. Царство оберегает Церковь, ограждает от внешних врагов, следит за сохранением православного вероучения в чистоте, обеспечивает условия, формирует благоприятную среду для деятельности Церкви в мире. Вот почему Помазанник Божий - внешний епископ Церкви Божией. На необходимость Царства, как неотъемлемой части Божественного домостроительства, указано святыми отцами. Учение о Самодержавном Царстве является одним из основных положений православного вероучения наряду с важнейшими вероучительными догматами Церкви (подробно см., например, Архиеп. Серафим (Соболев): «Русская идеология»; или Митр. Иоанн (Снычев): «Самодержавие духа»).

Русская идея не является узко национальной. Ее значение остается непреходящим для всего рода человеческого, как и все Божественное вероучение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Отсюда следует, что воплощение русского идеала есть промышление Божие о всем человечестве. Но в большинстве народов русский идеал не понят, не оценен и не принят. Люди привыкли подчиняться сильному, а служить богатому. Движущая сила для них не любовь, а желание обладать, владеть. Эти желания в свою очередь порождены страстями, завистью, гордостью, тщеславием. «Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская», - вот принятый, узаконенный идеал преходящего мира сего, основополагающий принцип его существования, его движения, где кумирами являются власть и корысть.

Восточный человек служит сатрапу за страх, а не за совесть. На востоке властитель - воплощенное возмездие за провинность, за нарушение закона, перед сатрапом преклоняются и его боятся: «мой меч - твоя голова с плеч». Но страх порабощает волю. Поэтому восточный человек - невольник по духу.

На западе иное. Западный человек служит за мзду, побуждающий мотив его деятельности - корысть. Он - наемник по духу. Плати, и я твой, а если другой заплатит больше - не обессудь. Но продажность всегда презиралась на Руси. Западная философия, как и восточная, нам не подходит.

Русское мировоззрение совершенно иное: служить не за страх, а за совесть, по любви, по велению сердца, а не по расчету. Кто смотрел любимый многими фильм «Белое солнце пустыни» помнит, что сказал один из героев фильма, Верещагин, в ответ на предложение Абдуллы принять золото за возможность отплыть за кордон с награбленным добром. Бывший царский таможенник, роль которого не сыграл, а прожил замечательный русский актер Павел Луспикаев, дал ответ, ставший с тех пор крылатым: «Ты знаешь, Абдулла, я мзды не беру, мне за Державу обидно…»

Русский идеал в основу всего полагает надмирное начало - любовь, без корысти, без выгоды, чуждую тщеславия. Любовь к Богу, Царю, своему роду, матери, отцу, ближнему, и только затем к себе. Вот он смысл бытия, вот она - правда Божия, вот оправдание всех тягот и лишений, наполняющих повседневную жизнь человека. Ради этого стоит жить, ради этого стоит умереть. Ради этого русский человек готов нести свой крест, нести жертвенный подвиг верности, любви и служения, ради сохранения и утверждения в мире Правды Божией, т.е. любви Христовой. Но для того, чтобы следовать этому идеалу в жизни, требуется одно условие - правая вера в Бога. Вера крепкая, действенная, живая. Если такой веры нет, все выше изложенное лишается всякого жизненного наполнения. Веру можно уподобить ветру, который наполняет паруса и движет корабль вперед. Ослабевает ветер - замедляется ход корабля. Иссякает ветер - паруса безжизненно повисают, как простые тряпки, а корабль прекращает движение к спасительной цели.

Русский народ и рожден был, и появился на свет, будучи собранным вокруг своего идеала, где главное место после Бога отведено идее царской. Понять и воспринять ее во всей полноте, в ее Божественной правде доступно только истинно русскому сердцу. Истинно русский человек не мыслит своего существования не только вне Бога, но и вне Его Помазанника Царя. Царская идея вошла в плоть и кровь русского человека, закреплена уже на подсознательном, и даже генетическом уровне. Русский человек уже рожден царским слугой, если он русский. Но гены все же не главное, они открывают лишь возможность, которую надо реализовать, наследственность лишь сообщает преимущество для принесения плода, для раскрытия духовного потенциала. Русский - категория духовная. Русским нужно еще стать, доказать право называться русским. И если иностранец достиг глубины этого понимания, и готов стать на службу русскому идеалу, то тем самым он засвидетельствовал свое духовное право стать русским по духу.

Но, как уже было сказано, большинство человечества оказалось не в состоянии не только служить такому идеалу, но и понять его. Утверждение евангельского идеала на земле сделалось бы невозможным, если бы Милосердному Господу Богу не было бы угодно воззвать к этому служению народ особый. Господь приготовил его Себе, берег, укрепил, воспитал в духе, подготовил, призвал к подвигу служения и явил миру, как Народ Богоизбранный, Народ Богоносец, Народ Русский.

Из всех народов самый свободолюбивый народ - русский народ. Русский человек не терпит ярма, рабства. Но, удивительно: ради высшего идеала он готов поступиться своей свободой, ради Христа, ради Царя. Ради этого русский готов терпеть не только обстоятельства, но терпеть над собой человека неприязненного, смиряться перед ним, если к этому его обязывает долг христианина и верноподданного своего Царя. Отсюда его послушливость начальству, если нерадивый начальник - царский воевода, или своему недоброму барину, если барин - дворянин, а значит в глазах простого крестьянина царский слуга. Но ломать шапки перед инородцем, кто бы он ни был, знатный вельможа или богатый купец, простой русский человек не будет. Так было раньше на Руси. Что скажем о дне сегодняшнем?..

Подводя итог сказанному, выразим еще раз мысль, что для русского человека высшая правда всегда была сопряжена с идеей Царя. Поэтому Русский род - Царский род. Прежде всего, Бог, затем Царь - Божий Помазанник, затем ближний, а затем уже он сам. Так себе человечишка, скажет русский человек о самом себе.

Западная иерархия ценностей, очевидно, противоположная: в центре всего человек, персона, самоценная личность со всеми своими правами и свободами, а потом уже все остальное. Человек - центр вселенной. Попробуй, тронь его, даже если он бандит, будешь иметь дело с многочисленными правозащитниками, экспертами по правам человека - явление чисто западное. Поэтому понять русскую идею другим народам очень трудно, а в иные исторические моменты и вряд ли возможно, а уж принять, как государственную политику - не возможно совсем.

Вот почва для разжигания сатаной вражды всего мира на Святую Русь. Князь мира сего воздвигал, воздвигает, и будет воздвигать «воды многи» (т. е. многие народы мира) чтобы затопить Русскую землю. А если не удастся покорить политически, то залить ее чуждым духом, насадить плевелы безнравственности, стяжания, наживы, обогащения, жизни ради удовольствия, ради пресыщения плоти. Цель слуг князя тьмы - духовно опустошить Святую Русь, развить равнодушие и неверие, чтобы затем уничтожить и саму Церковь Божию, и погубить Русский народ окончательно.

Причина политической катастрофы Русского Государства в 1917 году
(из главы 6-ой)Задача, стоявшая перед всеми власть имущими в Российской Империи, была только одна - сохранить Святую Русь. Но в начале XX века политическими лидерами задачи сохранить Русь Святую, а значит и самодержавие, как ее неотъемлемую политическую составляющую, не осознавалась и не рассматривалась, как реальное наполнение внутренней политики Российского Государства.

Рассматривалось многочисленные экономические, политические, социальные аспекты деятельности Думы, Правительства, различных комитетов и собраний. Но ради чего все это совершалось, дать точный ответ вряд ли кто мог из многочисленных государственных и общественных деятелей. Ограничивались общим положением, что все делается ради блага народного, ради облегчения положения трудящихся масс, чтобы дать простым людям образование, освободить от гнета и т. д. При наличии достаточного числа умных, образованных, подготовленных людей, могущих придти во власть и способных целенаправленно трудиться на государственном поприще в различных сферах государственной жизни, создавалось странное положение. В этой армии честолюбивых, способных людей не было, по-видимому, ни одного, обладающего волей, направленной на достижение главной цели существования Государства Российского - сбережения и приумножения его духовного достояния, т. е Русского Духа.
Осуществление этой задачи возможно было только на пути сохранения Самодержавной власти Богопомазаника-Царя. Но так задача, как уже было сказано, не ставилась. Монархия давно рассматривалась как декорация, как дань прошлому, как самобытная, оригинальная, но исчерпавшая себя традиция старины, которую надо уважать всякому благовоспитанному человеку, и только.

Глубокого духовного содержания, духовной основы для созидательной, полнокровной жизни Русского Народа никто уже в монархии не видел. Трагическая утеря духовного смысла Русского Государства неизбежно вызывала паралич воли, и не просто воли, а державной воли, всюду ощущался ее недостаток, либо полное отсутствие у всех, включая мощного, целеустремленного Столыпина, его умных оппонентов, деловитого Кривошеина, гениального Витте, добросовестного Коковцова, исполнительного Протопопова. Вот почему государственных, способных, талантливых людей было много, а опереться Русскому Царю было не на кого в силу того, что убеждения его помощников были слабыми, зыбкими. Все они пребывали в растерянности именно оттого, что в духовном отношении не чувствовали и не понимали России и, значит, поневоле не могли иметь осознанной поддержки православного русского народа. Их начинания оказывались в противоречии с народным духом, почему и душа народная оказывалась к ним холодна. Отчего так?
На этот вопрос попытались ответить многие. Чтобы понять, почему произошло это размежевание, каким образом сложилось это пагубное противоречие между народным духом и духом интеллигентно образованного слоя, из которого русская действительность черпала политических деятелей разных мастей, позволим себе сделать маленькое отступление. Наиболее остро, не просто осознавал, а отчетливо, до боли осязал, чувствовал грозящую опасность перерождения русской интеллигенции великий русский писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский. По поводу русской интеллигенции можно было бы цитировать все его творческое наследие. Но ограничимся следующими мыслями Достоевского относительно писателя Тургенева и его творения «Дым» (из письма А. Н. Майкову от 16 августа 1867 г. Женева):

«Гончаров все мне говорил о Тургеневе, так что я, хоть и откладывал заходить к Тургеневу, решился, наконец, ему сделать визит. <…> Откровенно Вам скажу: я и прежде не любил этого человека лично. <…> Не люблю тоже его аристократически-фарсерское объятие, с которым он лезет целоваться, но подставляет Вам свою щеку. Генеральство ужасное; а главное, его книга «Дым» меня раздражила. Он сам говорил мне, что главная мысль, основная точка его книги состоит в фразе: «Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». Он объявил мне, что это его основное убеждение о России. Нашел я его страшно раздраженным неудачею «Дыма». <…> А что же они-то, Тургеневы, Герцены, Утины, Чернышевские, нам представили? Вместо высочайшей красоты Божией, на которую они плюют, все они до того пакостно самолюбивы, до того бесстыдно раздражительны, легкомысленно горды, что просто не понятно: на что они надеются и кто за ними пойдет? Ругал он [Тургенев в «Дыме»] Россию и русских безобразно, ужасно. Но вот что я заметил: все эти либералишки и прогрессисты, преимущественно школы еще Белинского, ругать Россию находят первым своим удовольствием и удовлетворением. Разница в том, что последователи Чернышевского просто ругают Россию и откровенно желают ей провалиться (преимущественно провалиться!). Эти же, отпрыски Белинского, прибавляют, что они любят Россию. А между тем не только все, что есть в России чуть-чуть самобытного, им ненавистно, так что они его отрицают и тотчас же с наслаждением обращают в карикатуру, но что если б действительно представить им наконец факт, который бы уж нельзя опровергнуть или в карикатуре испортить, а с которым надо непременно согласиться, то, мне кажется, они бы были до муки, до боли, до отчаяния несчастны»3.

Слишком много государственных деятелей, «отпрысков Белинского», боялись признать превосходство той идеи, ради которой Русский Царь взошел на Русский Престол. Каждый боялся уступить Царю первенство, боялся признать приоритет самодержавного начала в вопросах обустройства государственной жизни и личного превосходства по всем вопросам и во всех отношениях самого Государя, не только как Царя, но и как политического деятеля, и как человека. Отсюда такая готовность обвинить Государя Императора Николая II в слабоволии, некомпетентности, слабости, неподготовленности и т. д. На самом деле во всем этом повинны, прежде всего, те, кто, пытаясь скрыть свою собственную несостоятельность, предъявлял эти обвинения Государю. Как показало время и история, цели у Царя и у слишком многих из его подданных были разные. Царь стремился исполнить Божью волю о России, наполнить жизненным содержанием замысел Творца о России, реализовать Божественное предопределение, предначертание. А у его политических соперников, только лишь по названию относившихся к царским слугам, желание состояло в том, чтобы достичь какого-то абстрактного народного блага, благополучия, благосостояния. Но корень этих слов - благо, оставался вне компетенции тех, кто этими словами пользовался для объяснения своих замыслов народу, часто всего лишь отдавая дань моде, стремясь к сиюминутным выгодам.

Недостаток государственных людей, потребных не просто великой Российской Империи, а самодержавному Русскому Царству, остро ощущала Государыня Императрица Александра Феодоровна. В своем письме родной сестре, принцессе Виктории Баттенбергской 27 января 1905 года Государыня пишет:

«...Ты можешь понять, через какой кризис мы сей¬час проходим! Для нас настало время серьезных испытаний. Моему бедному Ники слишком тяже¬ло нести одному этот крест, тем более что рядом, с ним нет никого, кто мог бы оказать ему реальную поддержку или на кого он мог бы полностью поло¬житься. У него уже было столько горьких разочарований, но, несмотря на все это, он держится бод¬ро и полон веры в милость Господа. Он работает так много и с таким упорством, но очень велик не¬достаток в тех, кого я называю «настоящими» людьми. Разумеется, они должны где-то существо¬вать, но их трудно найти. Те, кто плохи - они всегда под рукой, другие же из ложной скромности предпочитают держаться на заднем плане. Нам бы хотелось познакомиться с самыми разными людьми, но это не так-то легко сделать. Колено¬преклоненно я молю Господа наделить меня муд¬ростью, которая позволила бы мне помочь мужу в решении этой нелегкой задачи. Я ломаю голову над тем, где найти подходящего человека в правительство, и ничего не могу придумать. Один слиш¬ком слаб, другой слишком либерален, третий узко¬лоб и т.д. Есть два очень умных человека, но оба они более чем опасны и нелояльны по отношению к короне. Министр внутренних дел причиняет нам великий вред: он провозглашает большие реформы, даже не подготовив для них почву. Все это похоже на то, как если бы лошадь крепко держали в узде, а затем внезапно выпустили поводья. Она пускается вскачь, падает, и приходится затратить немало сил, чтобы остановить ее до того, как она опрокинет в канаву всех своих седоков. Реформы должны проводиться с величайшей осторожностью и предусмотрительностью. <…>

Петербург - гнилой город, в нем нет ни¬чего подлинно русского. Русский народ всецело предан свое¬му Государю, а революционеры пользуются его име¬нем, чтобы настроить крестьян против помещи¬ков и т.д. - я только не знаю, как они это делают. Как бы я хотела быть по-настоящему умной, что¬бы оказать Ники реальную поддержку!
Я люблю мою новую страну. Она еще так молода, энергична, в ней еще столько хорошего - при всей ее взбалмошности и ребячливости. Бедный Ники, ему приходиться сейчас так нелегко. Если бы его отец общался в свое время с большим количеством людей, он мог бы собрать лучших из них вокруг своего сына, и сейчас у нас были бы необходимые кандидатуры на самые важные посты. Теперь же просто не из кого выбирать: одни слишком стары, другие слишком молоды. Великие князья не подходят, а наш дорогой Миша все еще ребенок...»4

Как можно понять из слов Государыни, речь идет не только и не просто о государственных деятелях, но о «настоящих» людях: умных, преданных, любящих, простых и нелицемерных, тех, кто мог быть рядом в самые трудные и ответственные минуты, мог утешить, успокоить, обогреть. Чье сердце способно было излучать тепло, кто мог поддержать добрым, ласковым словом, мудрым советом, кто способен был больше давать, чем брать, не требуя взамен ничего, наконец, кто бы не искал рядом с Царями своего, но Божьего.

В дальнейшем Государыня в своих письмах не раз подчеркивала, что Им, как Русским Самодержцам, не на кого опереться, не из кого выбирать, что так мало людей не только способных, но и преданных русской идее, не абстрактной, но подлинной, выразителями которой были они сами - Русские Цари - хранители живых русских идеалов, сами - живые символы, подлинные, а не эфемерные объекты служения для каждого русского человека. По прошествии десяти лет с момента написания Государыней письма, отрывок из которого приведен выше, очевидно, состав верноподданных мало изменился. В разговоре с Жерардом Шелли Государыня сетует: «"Петроградское общество сгнило! Вряд ли найдется хоть одна душа, на которую можно положиться...".
Найдя мои взгляды разумными, - продолжает Жерард Шелли, - и, возможно, благодаря моей сопричастности политической и иной деятельности Великого князя Олега, Императрица посвятила меня в свои мысли о большой заботе, лежащей на ее сердце. После революции 1905 года она осознала, что безопасность Трона и России может быть укреплена только более тесной связью между Царем и крестьянством. Деятельность предыдущих Императоров носила слишком западнический характер, навязывая культуру, которая могла вести только к нигилизму и атеизму. Знать и купечество прогнили. Они утратили веру и поклонялись материализму. Ненадежные, неверные, зложивущие. Я осознал глубокий смысл сказанного ею:

"Даже самые высокопоставленные и приближенные полны мятежа и интриг".

Императрица оказалась очень искренней в своем стремлении завоевать для сына надежное место в сердцах народа.
"Все мои мысли о нем", - уверяла она меня. - "Он будущий Самодержец России и защитник Православия. Для всех, кто верен Церкви и Трону, он должен стать вождем. Средний класс прогнил, заигрывает с революцией. Это все дурная кровь. Ее никогда не вывести из тела, которое обречено на смерть. В высших классах тоже разложение. С трудом найдешь, на кого положиться. Если России еще суждено спастись, то смотреть нужно на простых крестьян".

Я не мог представить себе ничего более справедливого и исполненного простого достоинства и грации»5.

Анкета русского крестьянина - Григория Ефимовича Распутина-Нового
(из Предисловия к Книге Второй «Дивен Бог во святых своих»)
 В современном мире принято составлять анкеты для каждого человека, своего рода маленькое досье, или рассылать короткие резюме, рекомендуя себя как специалиста и как личность при приеме на работу. Попытаемся и мы в духе времени составить краткую анкету нашего героя.

Имя: Григорий Ефимович Распутин-Новый.

Вероисповедание: православный христианин.

Роду-племени: русский, сибиряк, крестьянин.

Чаяния: как бы спастись, где Бога найти, как стать на путь Божий?

Характер: прямой, открытый, простой, бодрый, веселый, а лучше сказать, радостный, широкая душа, живой, не унывающий, в деле неуемный.

Ум: вдумчивый, проницательный, пытливый, хваткий и смекалистый, как сейчас бы сказали, практичный, еще точнее: трезвый, трезвомыслящий и здравомыслящий человек.

Вера: глубокая, твердая, горячая, которая творит чудеса.

Любовь к Богу: превыше всего на свете.

Отношение к людям: никого не осуждать, ни на кого не обижаться, всем помогать.

Отношение к друзьям: преданный и верный, не лукавый, не лицемерный.

Отношение к нуждающимся, слабым, обездоленным: добрый, скорый на добро, отзывчивый, ласковый, готовый всегда утешить и оказать действенную помощь.

Отношение к семье: семьянин, однолюб, очень любил детей, жену, ответственность за каждого члена семьи.

Отношение к женщинам: к разным по-разному. Здесь накладывается отношение вообще к человеку - внимательное, уважительное, простое, незлобивое. Как к беззащитному и слабому полу - покровительство, опора, подчас, если нет иного лекарства для страждущей души, властность, конечно, во благо. Далее следовало конкретно: к глупости - досада и жалость; к прелестницам - ирония и насмешка, а чаще равнодушие (как к чурбану); к вызывающему эгоизму - пренебрежение, колкость, часто резкость, без всяких церемоний. Но помощь оказывал непременно всем, независимо от симпатий, однако с рассуждением, избирательно: действительной беде - в первую очередь.

К вопросу взаимоотношения полов: отношение трезвое, спокойное, без крайностей, как ко всякой стороне проявления человеческой природы, без ханжества и лицемерия.

Сословная принадлежность: Григорий Ефимович Распутин был простой крестьянин, вышел из среды простого народа. Воспитан на патриархальных устоях и традициях. Его душа впитала соки русской, деревенской жизни, земли, почвы. Он был русским органически, по происхождению, по характеру, по обычаям народным, исконным.
Его обвиняли в невежестве, в некультурности, необразованности, неграмотности. Для них, «просвещенных» и «продвинутых», он был «темным». На самом деле все наоборот - перед нами яркая, светлая личность, подлинный аристократ духа.

Почему же Григорий Распутин аристократ? Ведь он плоть от плоти, кровь от крови представитель простого народа. Но в том-то все и дело, что по свойствам своей простой, народной души он стоял гораздо выше тех представителей образованной городской и столичной интеллигенции и аристократии, с кем ему приходилось встречаться и иметь дело. Его высота явлена не в строгом соблюдении этикета. Внешние манеры в его жизни ничего не значили, их не видно, не заметно. Он живет не по закону мира сего. В жизни Григория Распутина мертвая буква уступает место закону духа Христова. Вот почему он не просто аристократ, но аристократ духа. Потому что все его дела, чаяния, стремления, цели в жизни предваряла его глубокая, горячая вера; во главе всего - Христос, Его заповеди. Духовная, нравственная утонченность, не мнимая, а подлинная, не фальшивая, не лицемерная. Подлинная вера в Бога. Подлинная любовь к Царю. Подлинная любовь к ближнему и родной земле. Подлинное сострадание, щедрость души, незлобие, радушие, открытость - все подлинное, золото высшей пробы, без примеси гордыни, чванства, высокомерия, спесивости, надменности, высокоумия - все простота, искренность. Подлинные: мудрость, житейский опыт, проницательность, знание человеческой души.

Его подлинная, духовная в своей основе, аристократическая природа схлестнулась с мнимым аристократизмом господ. Поэтому он не понят, не принят обществом и отвержен, потому что по закону общества ему отведено место лакея, холопа, подобострастного шута, но никак не пророка, не подвижника, не Царского Друга. Он пренебрег незыблемыми принципами сословного неравенства, нарушил правила, которые нарушать было нельзя, тем самым нанес оскорбление сильным мира сего, вызвал зависть среди равных, наконец, до крайности обозлил и тех и других, за что должен был жестоко поплатиться. Ему был вынесен мстительный приговор, обрекающий его на бесчестие, позор, и жестокую расправу.

Для общества Григорий Распутин оказался человеком из другого мира, не только мало понятного, неведомого, заповедного, но и чуждого. Они готовы были принять ценности этого мира, но выборочно и в малых дозах, и то лишь обернутые в декоративную оболочку, не раздражающую и не слишком бросающуюся в глаза. Но Григорий Распутин пришел к ним не ощупью, а решительной поступью вторгся в их мир, разрушил привычную картину превосходства господского уклада и господской философии, показал духовную скудость их жизни, двуликость морали. Его жизнь стала обличением их жизни. Почему так? Да потому, что мир крестьянский давно уже воспринимался, как досадная сторона русской действительности, которую по необходимости следовало терпеть до поры до времени. Идеалы господ были далеки от этого мира, как и они сами, стремительно удалявшиеся в сторону удобств цивилизации, достижений прогресса, где Богу было отведено определенное этикетом место. И то было хорошо, но куда и ради чего был этот стремительный бег. Разве не затем, чтобы постичь истину? Не здесь ли Господь? А если нет, то грош цена их стремлениям. Но то была философия мужицкая. Господа уже давно не ставили во главу угла Бога. Их манил пустой, бесцветный, лишенный духа мир, который стремительной волной накатывался и на деревню, угрожая поглотить ее со всеми вековыми устоями и мужицкой богобоязненной моралью. Это был побег из России, измена ее православному, Боголюбивому народу.
Но… мы, кажется увлеклись, немного уклонились и вышли из узких, «анкетных», рамок. На тему русской интеллигенции и аристократии еще будет сказано далее.

Возвращаясь к вопросу формирования взгляда на личность Григория Ефимовича Распутина, подчеркнем лишь следующее. Святоотеческая мудрость призывает к очищению грязного сердечного источника от скверных помыслов - как единственному пути стяжания Божественной благодати. Казалось бы, все просто. Действительно, зачем думать о человеке плохо, если можно подумать хорошо? Но когда сталкиваешься с упорным нежеланием следовать этому естественному для каждого православного христианина правилу, становится ясно, что для исполнения благородного желания одного призыва недостаточно. Для нас немощных, подобная задача становится совершенно не под силу, если не призвать в помощь Бога и его святых угодников.

В своих рассуждениях относительно Григория Распутина будем и мы следовать совету духоносных старцев и смотреть на многое в его жизни чистым оком. Быть может, тогда снимутся многие препоны для истинного восприятия личности Григория Нового, его жизненного пути, смысла его пребывания рядом с русскими Венценосцами. Верим, что воссиявший свет правды пробудит в русских сердцах чувство подлинного раскаяния за причиненную Державным Отцу и Матери боль, боль неверия Им, боль предательства и измены. Верим, что только тогда состоится полное примирение русских людей с Венценосной Четой Русских Самодержцев, тогда только успокоится христианская совесть, в русской душе воцарится покой и мы, как народ, возродимся к новой жизни, обрящем спасение, яко с нами будет Бог, Который не в силе, а в правде. Но в чем же правда?

А правда в том, что Григорий Ефимович Распутин-Новый был воистину великий старец, старец Григорий Новый, который работал Богу духовным водителем не только на стогнах града Петра. Во многих городах и весях, на бескрайних просторах необъятной нашей Родины имя Григория Ефимовича Распутина-Нового звучало как символ Божественного утешения, милосердия и любви, подаваемых Богом через сибирского странника страждущим духом и телом людям.

Но он был не просто старец, он призван был исполнить особую Божественную миссию, как посланник Божий, то есть тот, кого раньше называли пророком. Как же так, возразит строгий цензор, весь закон и пророки, как известно, заканчиваются святым Пророком Предтечей и Крестителем Спасовым Иоанном? Таковым ответим: разве истинные подвижники, исполняя волю Божью, не стремятся уподобиться Самому Господу Иисусу Христу? Служение старца Григория уподоблялось пророческому, ибо он, подобно древним пророкам, открывал Русским людям волю Божью, пророчествовал о судьбе России, о Царской династии, предупреждал о грядущих бедах.

Правда также и в том, что в русской истории старец Григорий Ефимович Распутин-Новый, как истинный верноподданный русского Царя, явил пример служения русским идеалам и исполнения гражданского долга в момент, когда эти идеалы были попраны, чувство долга предано забвению и повсюду торжествовал дух измены и предательского малодушия среди подданных Российской Империи.

Чтобы сохранить единственно спасительное для Русского Народа самодержавие, уберечь Россию от смуты, спасти Царя, помочь ему защитить устои Православного Российского Государства, требовалось одно - сохранить веру в среде тех людей, среди которых протекало Его царского служение. Зависимость проста. Нет веры - нет самодержавия. Никакие другие меры, ни социальные, ни политические, ни экономические не могли остановить Россию от сползания в пропасть. Роль старца Григория Ефимовича Распутина-Нового можно определить коротко: Божий посланник Григорий Новый - последняя попытка Бога удержать Россию на краю бездны.

Не случайно в «Прологе» прозвучала тема Куликовской битвы. Здесь много параллелей и удивительных открытий. Коротко: Григорий Ефимович Распутин-Новый, как некогда его предки, встал в ряды воинов Духа, решительно, без колебаний, вступил в грозную сечу за Веру, Царя и Отечество. Он погиб. Погиб в духовном бою, как герой, как духовный витязь, как некогда инок-воин Пересвет, закрыв грудью своего Царя, всю Царскую Семью. Но смерть его не стала поражением. Он одержал великую победу, победу русского духа, победу над неправдой - орудием мирового зла. Он одержал победу над несправедливостью, клеветой, обманом, человеческой злобой и предательством. Он победил благодаря глубокой, горячей вере в Бога, твердости духа, безграничной любви и верности. Имя Григория Распутина-Нового, царского Друга и молитвенника, его удивительная, великая, святая дружба с русскими Венценосцами, его мученическая кончина, стали знаменем и символом победы русского духа над тленом и смертью.

Правда и то, что со времени Куликовской битвы ослабел Русский народ, уж не та стать, не тот дух, размыты идеалы, расслаблена воля. Что, как и почему - всем известно. Видно поэтому усилиями врагов могло случиться такое, что православный люд втянулся в непонятный, досадный и ненужный спор вокруг славного имени русского героя. А любые свары, известное дело, на руку только врагу рода человеческого и его слугам. Можно ли погасить ненужные распри? Можно, было бы искреннее желание да вера в Бога и его святых угодников. По нашему глубокому убеждению, этого вполне достаточно для каждого честного, нелукавого человека.
Правда также и в том, что в лице Григория Ефимовича Распутина-Нового Господу Богу угодно было прославить простого русского человека, а через него и весь Русский Народ.

Про русских видео 1 от Саши

Русские, Григорий Распутин

Previous post Next post
Up