Русский государственный идеал

Nov 05, 2012 01:59


Русский государственный идеал

У каждого народа есть свой идеал. Русский идеал от Бога. Это идеал Божьей правды на земле. Его воплощение в истории Русского народа всякий раз означало, что само Небо опускалось на грешную землю. Смысл сказанного точно передают слова Царя-Пророка Давида: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче: Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой» (Пс. 84).



Божественное изречение относится к Самому Господу Иисусу Христу, тайне Его Боговоплощения и Его Пречистой Матери. Но таинственный смысл слов многогранен, его следует понимать гораздо шире, как всякий акт Божественного домостроительства, всякое проявление Божественной милости к погибающему роду человеческому. В этом контексте слова Псалмопевца, прежде всего, подчеркивают значение власти Помазанника Божьего на земле, которая в мистическом отношении переносится на все человечество, на весь мир, как земная власть от Бога, но видимым образом эта власть распространяется на особую территорию. Эта земля свята. Она составляет удел Божьей Матери, Дом Пречистой Богородицы. Эта земля прославлена житием Божьих угодников, освящена Богом через многочисленные чудесные явления Божественных сил, эта земля - преддверие Неба, подножие Престола Господня (выражение святого праведного Иоанна Кронштадтского) и носит название Святая Русь, Россия. Но, несмотря на духовную природу, подобно тому, как бывший некогда град Китеж, давно приобрел значение духовного символа, Святая Русь - явление не умозрительное, а совершенно реальное, осязаемое, как реальны духовные подвижники - носители Божественной благодати, выразители Божественной правды и свидетели духовного мира.  Видимые очертания Святой Руси определены границами Державы Государства Российского, в пределах которого, прежде всего, распространяется законная власть Помазанника Божьего.

«Истина от земли воссия» - это православный Царь, Божий Помазанник, а за ним весь православный Русский Народ Богоносец, вся Русская земля - Русь Святая. Великое достоинство Православного Царя возводит его в ранг лучших из сынов человеческих, достойнейшего из достойных, в лице которого соединены высокая духовная миссия Богоизбранного вождя православного народа с государственным призванием верховного правителя могучей Державы.

«Правда с небесе приниче» - это Господь Дух Святой, сошедший и осенивший Русского Царя на дело великого служения в таинстве миропомазания и венчания на Царство. В этом таинстве вместе с Царем участвует Божий Народ, который добровольно поступается своей богодарованной свободой, делает свободный нравственный выбор и подклоняет выю под иго Божие, которое благо есть, и возлагает на себя бремя служения Богу и Божьему Помазаннику - Царю. И сие бремя - легко есть для Народа-Христианина, для Народа-Богоносца. Таким образом, Русский Народ добровольно, свободно и без принуждения покоряется Царю, Помазаннику Божьему, ограничивает свою свободу, скрепив в 1613 году изъявление своей воли страшной клятвой любви и верности до смерти на все времена вплоть до Страшного Суда. Через свершившееся таинство Русские люди поставляются на высокое служение, в котором главным вдохновляющим началом является верность и любовь к Богу, Божьему Помазаннику и Православному Отечеству.

Без Православного Царя спасение человеческого рода на земле, отданного в удел князю мира сего, сделалось бы невозможным. Царство - одно из непременных условий спасения наряду с Церковью. Царство оберегает Церковь, ограждает от внешних врагов, следит за сохранением православного вероучения в чистоте, обеспечивает условия, формирует благоприятную среду для деятельности Церкви в мире. Вот почему Помазанник Божий - внешний епископ Церкви Божией. На необходимость Православного Самодержавного Царства в деле спасения душ человеческих, равночестное положение Царства наряду с Церковью в Божественном домостроительстве указано святыми отцами и является одним из основных положений православного вероучения наряду с важнейшими вероучительными догматами Церкви (подробно см., например, Архиеп. Серафим (Соболев): «Русская идеология»; или Митр. Иоанн (Снычев): «Самодержавие духа»).

Русская идея не является узко национальной. Ее значение остается непреходящим для всего рода человеческого, как и все Божественное вероучение Спасителя Господа Иисуса Христа. Отсюда следует, что воплощение русского идеала есть промышление Божие о всем человечестве. Но в большинстве народов русский идеал не понят, не оценен и не принят. Люди привыкли подчиняться сильному, а служить богатому. Движущая сила для них не любовь, а желание обладать, владеть. Эти желания в свою очередь порождены страстями, завистью, гордостью, тщеславием. «Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская», - вот принятый, узаконенный идеал преходящего мира сего, основополагающий принцип его существования, его движения, где кумирами являются власть и корысть.

Восточный человек служит сатрапу за страх, а не за совесть. На востоке властитель - воплощенное возмездие за провинность, за нарушение закона, перед сатрапом преклоняются и его боятся: «мой меч - твоя голова с плеч». Но страх порабощает волю. Поэтому восточный человек - невольник по духу.

На западе иное. Западный человек служит за мзду, побуждающий мотив его деятельности - корысть. Он - наемник по духу. Плати, и я твой, а если другой заплатит больше - не обессудь. Но продажность всегда презиралась на Руси. Западная философия, как и восточная, нам не подходит.

Русское мировоззрение совершенно иное: служить не за страх, а за совесть, по любви, по велению сердца, а не по расчету. Кто смотрел любимый многими фильм «Белое солнце пустыни» помнит, что сказал один из героев фильма, Верещагин, в ответ на предложение Абдуллы принять золото за возможность отплыть за кордон с награбленным добром. Бывший царский таможенник, роль которого не сыграл, а прожил замечательный русский актер Павел Луспикаев, дал ответ, ставший с тех пор крылатым: «Ты знаешь, Абдулла, я мзды не беру, мне за Державу обидно…»

Русский идеал в основу всего полагает совершенно другое, надмирное начало - любовь, без корысти, без выгоды, чуждую тщеславия. Любовь к Богу, Царю, своему роду,  матери, отцу, ближнему, и только затем к себе. Вот он смысл бытия, вот она - правда Божия, вот оправдание всех тягот и лишений, наполняющих повседневную жизнь человека. Ради этого стоит жить, ради этого стоит умереть. Ради этого русский человек готов нести свой крест, нести жертвенный подвиг верности, любви и служения, ради сохранения и утверждения в мире Правды Божией, т.е. любви Христовой. Но для того, чтобы следовать этому идеалу в жизни, требуется одно условие - правая вера в Бога. Вера крепкая, действенная, живая. Если такой веры нет, все выше изложенное лишается всякого жизненного наполнения. Веру можно уподобить ветру, который наполняет паруса и движет корабль вперед. Ослабевает ветер - замедляется ход корабля. Иссякает ветер - паруса безжизненно повисают, как простые тряпки, а корабль прекращает движение к спасительной цели.

Русский народ и рожден был, и появился на свет, будучи собранным вокруг своего идеала, где главное место после Бога отведено идее царской. Понять и воспринять ее во всей полноте, в ее Божественной правде доступно только истинно русскому сердцу. Истинно русский человек не мыслит своего существования не только вне Бога, но и вне Его Помазанника Царя. Царская идея вошла в плоть и кровь русского человека, закреплена уже на подсознательном, и даже генетическом уровне. Русский человек уже рожден царским слугой, если он русский. Но гены все же не главное, они открывают лишь возможность, которую надо реализовать, наследственность лишь сообщает преимущество для принесения плода, для раскрытия духовного потенциала. Русский - категория духовная. Русским нужно еще стать, доказать право называться русским. И если иностранец достиг глубины этого понимания, и готов стать на службу русскому идеалу, то тем самым он засвидетельствовал свое духовное право стать русским по духу.

Но, как уже было сказано, большинство человечества оказалось не в состоянии не только служить такому идеалу, но и понять его. Утверждение евангельского идеала на земле сделалось бы невозможным, если бы Милосердному Господу Богу не было бы угодно воззвать к этому служению народ особый. Господь приготовил его Себе, берег, укрепил, воспитал в духе, подготовил, призвал к подвигу служения и явил миру, как Народ Богоизбранный, Народ Богоносец, Народ Русский.

.

Боже Царя храни!, русская государственность

Previous post Next post
Up