Nov 16, 2017 17:45
В 2018 году в России вступит в силу вызывающий много споров закон о переводе ветеринарной сертификации в электронный вид. С этого момента все сопроводительные документы на продукцию животного происхождения, к которой отнесены мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба и морепродукты, продукты пчеловодства, корма и кормовые добавки, должны выпускаться в электронной форме.
Сторонники закона полагают, что он поможет отрасли стать более удобной для ее участников, но далеко не все эксперты согласны с этим мнением. Контраргументы не менее серьезны - эксперты утверждают, что внедрение системы очень сложный и дорогостоящий процесс, а самое главное она не несет в себе реальной пользы, все это больше похоже на профанацию. В результате пострадает покупатель - вырастут цены, появится дефицит некоторых продуктов, маленькие компании и фермеры вовсе могут обанкротиться и прекратить свою деятельность.
Закон, о котором идет речь появился достаточно давно, он был принят еще в 2015 году (ФЗ от 01.07.2015 № 243 «О внесении изменений в Закон РФ «О ветеринарии»). В настоящее время электронная сертификация производится по желанию и не сказать, что много компаний и предпринимателей проявляют энтузиазм и добровольно участвуют в этой процедуре.
Когда принимается спорный закон, всегда стоит спросить, а кому, собственно, он выгоден? Производителям? Едва ли, иначе гораздо больше компаний добровольно перешли на электронную сертификацию. Простым потребителям? Тоже сомнительно, ведь никому не хочется переплачивать и уж тем более видеть пустые прилавки в магазинах. Выходит, закон нужен государственным органам, которые получат после его введения еще больше полномочий.
И тут вырисовывается фигура главного лоббиста закона - Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Росссельхознадзор). В этом государственном органе, судя по всему, с завистью смотрят на полномочия Роспотребнадзора и не просто смотрят, а пытаются хотя бы частично перетянуть их себе.
Это становится понятно если рассмотреть, как работает система электронной сертификации. Специально для осуществления закона была разработана программа «Меркурий», которая должна фиксировать движение сырья и продукции животного происхождения, - мяса и молока - мясной и молочной продукции, полуфабрикатов животного происхождения, колбасных изделий и проч. В «Меркурии» фиксируется каждый этап перемещения: производство сырья, попадание на завод и переработка, попадание на склад и так вплоть до розничной реализации. Можно представить, насколько это питательная среда для бюрократии, для чиновничьего злоупотребления! Ведь теперь у чиновников будет несравнимо больше поводов придираться к каждому действию компании или фермера, а им только это и нужно. Главной «новацией» является включение в перечень продуктов, подвергаемых ветеринарной сертификации. В него включили готовую продукцию, которая выходит с заводов и попадает в магазины. До настоящего времени контроль в этой области находится как раз в ведении Роспотребнадзора (чиновники Росссельхознадзора потирают руки). Самый главный вопрос в том, что готовая продукция априори не может быть опасной в ветеринарном отношении, ведь сырье уже проверено ветврачами до того, как попасть на завод, а на заводе, прежде чем превратиться в продукт оно подвергается термической обработке, которая опять же исключает подобные риски.
Получается, что наш бизнес и так едва выживающий под гнетом законодательства, получает еще больше препятствий и ограничений своей работы. И может быть крупные компании, в том числе международные, сумеют выжить в новых условиях, то небольшие компании и фермеры практически обречены. Внедрение этой системы, нужное по-видимому исключительно Россельхознадзору, требует многомиллионных затрат и создаст условия для развития коррупции. Это неудивительно, так как нашим бюрократам это мало интересно - что с них возьмешь?
Неудивительно и то, что закон, мягко говоря, не совершенен с юридической точки зрения. Например, издание «Ведомости» приводит мнение партнера адвокатского бюро А2 Михаила Кюрджева, который считает, что по закону о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мониторинг Россельхознадзора не являются основанием для проверок. В нашей стране существуют всего две формы проверок компаний: плановые, утверждающиеся Генпрокуратурой на год, и внеплановые, но поводом для них может стать обращение третьих лиц, напоминает юрист. А процедуры мониторинга юридического лица, которую хочет проводить Россельхознадзор, просто не предусмотрено законом.
Кроме того, сама техническая часть «Меркурия» вызывает вопросы. Например, как сообщала «Российская газета» со ссылкой на «Союзмолоко», в «Меркурии» нет возможности проверить подлинность произведенных продуктов: в нее не загружаются рецептуры и не учитывается растительная продукция, которую получил молочный завод. Получается, что система, помимо выдачи «электронных бумажек» и увеличения расходов фермеров, производителей и граждан никаких других задач не выполняет.
Важно также и то, что такой «инновационный» подход и подобные системы не существуют нигде в мире.
Программа «Меркурий», которую лоббисты закона собираются использовать для контроля над бизнесом, названа ими в честь бога из древнеримской мифологии. Как известно, этот бог был в том числе покровителем воров и проходимцев. Что тут скажешь, самокритично, зато правдиво.